Иные радовались бы даже концу света,
если бы им удалось его предсказать.
X. Геббель
Проектирование педагогических систем, процессов, ситуаций — сложная, многоступенчатая деятельность. Она реализуется как ряд поочередно следующих друг за другом этапов — от общей идеи к детально описанным конкретным действиям.
В.С. Безрукова выделяет три этапа проектирования: моделирование, проектирование и конструирование.
На этапе моделирования происходит разработка обобщенного образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта и намечаются основные пути ее реализации. Если в технике модель — это образец, служащий эталоном для серийного воспроизведения, то педагогическая модель — это идея организации, воплощения и развития педагогического объекта, реализация которой может осуществляться по-разному. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений, педагогические теории и концепции и т.п.
На этапе проектирования создается проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определения педагогических условий. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы воспитательной работы и т.п.
На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объекта, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах.
Педагогический конструкт содержит конкретные данные и позволяет представлять и корректировать любой педагогический объект. К педагогическим конструктам можно отнести планы и конспекты уроков, сценарии воспитательных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы, расписание и т.д.
Другими словами, педагогическое конструирование — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях. Это уже методическая задача.
Что касается структуры этапов или стадий проектирования, то существует целая череда подходов, чье авторство принадлежит таким известным специалистам, как В.П. Беспалько, Е.С. Заир-
С.309
Бек, В.М. Монахов. На этапах проектирования, адекватных компонентам педагогической системы, рассматриваются следующие позиции: цель, содержание, ученик (информация о нем), учебный процесс, учитель (повышение квалификации), организационные формы с учетом педагогической технологии проектирования.
Е.С. Заир-Бек выделяет еще и такие позиции, как информация о проблеме, условиях, ситуации и их анализ, формирование проблемы и замысел ее решения. В качестве желаемых целей он выделяет цели проекта как ценности образования (инновационный аспект), цели как конкретно измеряемые результаты (мониторинг), цели как средство достижения и создания условий для развития образовательных процессов.
Для В.В. Серикова структурный идеал этапов педагогического проектирования предполагает обязательное наличие диагностики (диагностическое задание цели, диагностика результатов), определение состава условий, ведущих к новообразованию, нахождение педагогических средств и продумывание вариантов поведения педагога.
В.М. Монахов в этапы проектировочной деятельности включает такой важнейший компонент, как управление (компонент управления педагогической системой). Он выделяет следующие основные этапы проектирования.
1. Профессионально-деятельностное понимание разработки педагогического замысла как формирование представления педагога-управленца о конечном результате проектирования, процессуальность и структурность представления о деятельности. Учитель, становясь управленцем будущей деятельности, должен фиксировать в проектировочной деятельности не только то, что есть сегодня в действительности, но и то, что должно приводить к желаемому результату.
2. Анализ и фиксация затруднений в проекте как дидактическая проблема. В этом случае необходимы востребованность новой культуры понятийного мышления педагога как условие ясного представления дидактической проблемы и проектирования выходов из затруднительных ситуаций, организация и развитие нового управленческого мышления, умение видеть контуры программы деятельности.
3. Оформление продуктивной программы проектировочной деятельности. Педагог как управленец своей деятельности видит весь процесс, его детали и особенности в проекте — этого достаточно, чтобы приступить к организации и реализации проекта.
4. Проектирование системы контроля деятельности. В этом пункте при проектировании следует учитывать реализацию технологического мониторинга. Два представления об учебном процессе есть основа мониторинга: нормативное представление, т.е.
С.310
как должно быть в идеале, и рефлексивное представление, т.е. как происходит на самом деле.
5. Корректировка программы по результатам критической рефлексии.
Таким образом, возможными результатами проектирования, вытекающими из вышеназванных схем, могут быть:
- педагогическая система;
- система управления функционированием педагогической системы;
- система методического обеспечения учителя;
- проект учебного процесса.
Особенно важными, по мнению В.М. Монахова, являются следующие аспекты проекта:
- замысел проекта как такового;
- процесс реализации проекта, его реальное осуществление;
- результат осуществления проекта;
- перспективы развития и распространения проекта.
Фактически с этой точки зрения педагогическое проектирование — целостный акт проектирования, включающий и разработку педагогического проекта, и его реализацию; предполагает «движение от повседневной деятельностной ситуации к ценностям и обратно».
Принципиальной особенностью педагогического проектирования является органичное вплетение в процесс его конструирования такого этапа мыследеятельности, как рефлексия. Если проектирование, начинаемое с этапа самоопределения как «первого такта» в этом процессе, связано с реализацией замысла, то рефлексия связана с окончанием этой деятельности, осознанием уже проделанного.