Виды и формы мониторинга

Чтобы научить людей любить

справедливость, надо показать им ее результаты.

С. Смит

Все применяемые способы осуществления мониторинга можно разделить на следующие группы.

1. Текущее наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений в профессиональном развитии под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к обучаемым, профессиональной позиции и т.д. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может отрицательно сказаться на качестве мониторинга.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо. Для этого используются приемы прерывания учебных действий обучаемых, постановки уточняющих вопросов, стимулирования рефлексии познавательных действий, дозирования помощи в учении и др.

Экспликация (от лат. explicatio — развертывание, разъяснение) подразумевает развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых. Регистрация эксплици-

С.330

руемых характеристик осуществляется в простейшем случае посредством использования метода наблюдения, а фиксация данных — с помощью опросников, в которых отражаются эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия и качества обучаемых.

4. Опросный метод позволяет получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально по­добранные вопросы. Опросники дают возможность определить уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности позволяет по заранее намеченной схеме изучить письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6. Тестирование является одним из субъективных методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Большим достоинством тестирования является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.

Выделяют три формы мониторинга.

1. Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сведения педагогического коллектива. Большое внимание уделяется рекомендациям по коррекции этих двух важных показателей продуктивности образовательного процесса.

2. Для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностику также проводит психолог, но ее результаты обсуждаются с педагогами, которые оперативно вносят коррективы в учебно-образовательную деятельность. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программы педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. В случае необходимости по результатам стартовой и текущей диагностики прово­дятся психолого-педагогические консилиумы.

Финишная диагностика профессиональной подготовлен­ности выпускника помимо определения уровня сформированных

С.331

3. социально-профессиональных знаний, умений и навыков вклю­чает диагностику степени развития качеств, необходимых буду­щему специалисту.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое методология науки? Дайте определение методологии педагогической науки.

2. Раскройте сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.

3. Что такое педагогическое исследование? Охарактеризуйте известные вам виды педагогических исследований.

4. Что понимается под методами педагогического исследования?

5. Назовите познавательный инструментарий, который носит всеобщий характер.

6. Назовите познавательный инструментарий, который носит общенаучный характер.

7. Приведите примеры применения методологического инструментария разных уровней в процессе познания педагогических явлений.

8. Приведите известную вам классификацию методов педагогического исследования.

9. Какие принципы используются для отбора методов исследования?

10. Перечислите и охарактеризуйте теоретические методы педагогического исследования.

11. Перечислите и охарактеризуйте эмпирические методы исследования.

12. Что собой представляет педагогический эксперимент?

12. В чем заключаются сущность и особенности организации педагогического эксперимента?

13. Чем отличается опытная исследовательская работа от экспериментальной исследовательской работы?

14. Назовите основные требования к проведению педагогического эксперимента.

15. Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в педагогике.

16. Какие виды педагогической диагностики вам известны?

17. Охарактеризуйте суть и значение мониторинга в образовании.

18. Назовите основные этапы алгоритма исследования.

21.Расскажите о сущности методологических подходов, используемых в педагогических исследованиях. Какую роль играет использование этих подходов в организации исследования и интерпретации полученных результатов?


С.332

ЛИТЕРАТУРА

Бардовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебник, для вузов. — СПб., 2006.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: учеб. по­собие для самообразования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: учеб. пособие. — М., 2001.

Джуринский А.Н. История педагогических идей: учеб. пособие. — М., 2000.

Джуринский А. П. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие. — М., 1999.

История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. — М., 2002.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001.

Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. — М., 2002.

Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2001.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. — М., 2000. — Кн. 1: Процесс обучения; Кн. 2: Процесс воспитания.

Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., 2001.

Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева. — М. 1997.

Регион: управление образованием по результатам: Теория и практика / П.И. Третьяков, Т.В. Сидорина, Н.А. Воронова и др. — М., 2001.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие. — М., 2000.

Смирнов В.И. Общая педагогика: учебник XXI века. — 2-е изд., перераб., доп. и испр. — М., 2002.

Третьяков П.П., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / под ред. П.И.Третьякова. — М., 2001.

Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. — СПб., 2001.

С.333

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

Глава 1. Философско-методологические основы педагогики и образования 5

1.1. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики 5

1.2. Становление и развитие философии образования 8

1.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс 19

1.4. Основные противоречия современного образования 21

1.5. Ведущие тенденции развития образования в современном мире 25

1.6. Основные концепции в системе образования 28

1.7. Теории и модели образования и обучения 34

1.8. Развитие педагогики и образования в постиндустриальной России 38

1.9. Болонская декларация и Болонский процесс 40

Глава 2. Содержание образования. Теория образовательного процесса 45

2.1. Концепции содержания образования 45

2.2. Образовательные стандарты и базисный учебный план. Государственный образовательный стандарт 50

2.3. Образовательные программы и учебники 52

2.4. Педагогический процесс как система и целостное образование 55

2.5. Понятие об образовательной системе 58

2.6. Основные требования к образованию. Образовательные учреждения 60

2.7. Новации и инновации. Инновационные образовательные процессы 62

2.8. Авторские школы 66

Глава 3. Общие закономерности и принципы воспитания 72

3.1. Понятие о воспитании. Социальная сущность воспитания 72

3.2. Виды воспитания 76

3.3. Закономерности процесса воспитания 79

3.4. Принципы воспитания 82

3.5. Специфические особенности принципов воспитания 88

3.6. Методы, средства и формы воспитания 89

3.7. Способы, приемы, стили и правила воспитания 99

С.334

- Модели воспитания 101

- Современные подходы к воспитанию 103

- Генезис целей воспитания 107

- Цели и задачи воспитания в современных условиях 111

- Содержание и проблемы воспитания 114

- Основные парадигмы воспитания 117

- Глава 4. Воспитание в структуре образовательного процесса 123

- Воспитательный процесс. Условия его эффективности 123

- Понятие о воспитательной системе 125

- Критерии эффективности воспитательной системы 127

- Системы воспитания античности 129

- Система воспитания в Древнем Риме 132

- Система рыцарского воспитания. Иезуитская система образования 134

- Воспитание джентльмена 136

- Система воспитания Царскосельского лицея 139

- Кадетские корпуса России 141

- Отечественные системы воспитания XX в 144

- Национальное своеобразие воспитания 147

- Воспитание веротерпимости и толерантности 148

- Воспитание патриотизма и интернационализма 150

- Глава 5. Дидактика — теория обучения 156

- Сущность образовательного процесса 156

- Движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса 158

- Процесс обучения. Преподавание и учение 161

- Проблема социального научения человека 163

- Закономерности обучения 166

- Принципы обучения 168

- Методы обучения 170

- Средства обучения 172

- Формы организации учебной деятельности 174

- Классно-урочная система обучения. Особенности современного урока 176

- Лекционно-семинарская система обучения 179

- Лабораторно-практические и другие формы обучения 183

- Из истории разработки организационных форм обучения 186

- Глава 6. Информационные и коммуникационные технологии в обучении 189

Информатизация и компьютеризация образования в современных условиях 189

Информационная компетентность — необходимое качество специалиста

современного социума................................................................ 191

- Основные требования к программным средствам учебного назначения 195

- Глава 7. Управление в системе образования 200

С.335

7.1. Из истории возникновения науки управления в образовании.... 200

7.2. Рассмотрение управления образованием в российской педагогической литературе 202

7.3. Основные понятия теории управления социальными системами 204

7.4. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» 207

7.5. Сущность и основные подходы «управления» образовательными системами 208

7.6. Управление образовательными системами как разновидность социального управления 214

7.7. Государственно-общественный характер управления образованием 219

7.8. Основные функции педагогического управления 222

7.9. Закономерности и принципы управления педагогическими системами 227

7.10. Методы, стили и формы управления педагогическими системами 231


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: