Организация системы внутришкольного мониторинга и контроля качества обучения

Для описания организации системы внутришкольного мониторинга и контроля качества обучения предлагается использовать следующие понятия, являющиеся общепринятыми в системах мониторинговых оценок качества обучения и эффективности деятельности образовательных учреждений:

• Обобщенная цель (Objective) – желаемый конечный результат или условие, выраженные в измеряемых понятиях, которые могут быть достигнуты при обеспечении требуемой эффективности одного или нескольких процессов.

• Цель (Goal) – критерий, по которому измеряется степень достижения обобщенной цели. Каждая обобщенная цель должна иметь количественный показатель в виде цели.

• Стратегия (Strategy) – метод или процедура достижения соответствующей обобщенной цели и реализации количественной цели.

• Показатель эффективности стратегии (Strategy Performance Measure) – индикатор, встроенный в стратегию, который позволяет измерять прогресс в процессе реализации стратегии.

• Критический фактор успеха (Critical Succsess Factor) – функция или операция, которая должна быть выполнена правильно и в полном объеме.

• Ключевой индикатор (Key Indicator) – измерение, которое при оценке выполняемого процесса или отдельной операции предоставляет данные, позволяющие судить о прогрессе процесса или операции.

• Граничные условия (Variance of limits) – границы, вне которых ключевой индикатор теряет свойство адекватности.

Развитие и организация системы внутришкольного мониторинга и контроля качества обучения в школе обусловлено двумя главными факторами. Первый фактор – технологический. Сама концепция мониторинга (постоянное наблюдение) предполагает создание системы которая ПОСТОЯННО осуществляет контроль за образовательным пространством. В отличие от большинства действующих систем измерений (срезовые работы, плановые проверки, аттестация школы, проверка налоговыми органами, ревизионными структурами и иными службами) рассматриваемая система мониторинга:

А) Действует постоянно и осуществляет масштабное наблюдение за образовательным пространством. Масштабность задается значениями множественности наблюдаемых ключевых индикаторов, частотой и качеством измерений, уровнем репрезентативности.

Б) Накапливает данные на уровне класс – групп и конкретных ресурсов и способна создавать прогностические модели развития на базе исследования динамики развивающихся процессов.

В) Ориентирована не столько на сопоставление двух и более образовательных учреждений, хотя имеет и такие возможности, а на глубинный анализ эффективности конкретной школы не в относительных (относительно других образовательных учреждений) а в абсолютных значениях, позволяющих оценить вектор и значения динамики работы и развития.

Г) Работает с показателями эффективности, которые в рамках подхода, ориентированного на управление процессами, позволяет измерять эффективность функционирования этих процессов. В рамках подхода, ориентированного на совершенствование процессов, показатели эффективности позволяют количественно измерить, насколько увеличивается эффективность процессов после реализации предлагаемых изменений.

Д) Оказывает влияние на ежедневное принятие управленческих решений. При подготовке решения показатели эффективности позволяют сравнивать альтернативы.

Е) Оказывает влияние на совершенствование процессов в образовательном учреждении. Показатели эффективности позволяют увидеть, насколько улучшится эффективность делового процесса в результате реализации предлагаемых изменений.

Ж) Помогает идентификации и устранению процессов у которых соотношение "эффективность – затраты" является неудовлетворительным.

Рассматриваемая в проекте система мониторинга предполагает следующие метрики эффективности процессов.

1. Соответствие стандартам

Показатели соответствия стандартам устанавливают соответствие качества и процессов соответствующим нормам. Эти показатели позволяют измерить степень соответствия продукта, услуги потребностям заказчика (потребителя); количество претензий; приверженность процедурам; результаты тестирования; эффективность бюджета; согласованность с законодательными и нормативными актами; а также характеристики, связанные с безопасностью, защищенностью и влиянием на здоровье.

Стандарт включает:

а) требования и условия;

б) аудиторию стандарта;

в) область применения.

Показатели на соответствие стандартам затрагивают все категории участников процессов образовательного учреждения: заказчиков (потребителей); руководство; распорядителей ресурсов.

2. Соответствие целям

Показатели, характеризующие соответствие процессов целям образовательного учреждения, фокусируются на взаимодействии участников процесса, а также на том, в какой степени это взаимодействие позволяет обеспечить достижение целей. Эти показатели позволяют измерять такие факторы, как насколько хорошо продукт или услуга удовлетворяет заказчика (потребителя). Настройка на заказчика (потребителя), гибкость и чувствительность – примеры показателей, ориентированных на измерение соответствия процесса целям заказчиков (потребителей).

Показатели, характеризующие соответствие процессов целям образовательного учреждения, также позволяют измерять соответствие целям других участников процесса.

3. Время процесса

Показатели времени процесса связаны с циклом, пропускной способностью и чувствительностью. Также показатели времени позволяют косвенно оценить затратность процесса: уменьшение времени выполнения процесса означает, как правило, повышение его эффективности.

Показатели времени процесса подразделяются на две категории:

• Операционное время – время, затрачиваемое на преобразование ресурсов поступающих на вход процесса, в конечные продукты или услуги на выходе процесса. Оно связано с прямым использованием ресурсов.

• Время, связанное с качеством, – время, которое включает проверку, исправление ошибок, определение проблем, решение проблем, поддержку уровня качества и обучение.

В данном проекте основными полями мониторинга являются:

А) Поле соответствия учащихся действующим стандартам (эталонам).

Б) Поле соответствия образовательных услуг действующим стандартам (эталонам).

В) Поле соответствия используемых ресурсов действующим стандартам (требованиям).

В рамках рассматриваемой системы мониторинга итоговый результат представлен в виде обобщенного анализа показателей полей мониторинга А, Б, В, а также соотношения совокупных показателей полей А и Б с гомологичными (соответственными, но не подобными) показателями поля В.

При проектировании предлагаемой системы мониторинга использовались некоторые подходы, используемые в системе образования Великобритании (принцип независимости, возрастные рубежи оценок) и в системе образования США (принцип оценки эффективности конкретной педагогической технологии). Кроме этого были использованы фрагменты классической модели оценки эффективности стратегического менеджмента организаций, принятой в мировом бизнес-сообществе. Кроме этого использованы некоторые ключевые индикаторы разработанные для публичного отчета директора школы.

Принципиальной новизной предлагаемой системы является:

1. Определение эффективности через несколько показателей эффективности стратегии:

А) Соотношение «Результат - Ресурсные затраты».

Б) Соотношение «Цель – Результат»

В) Соотношение «Результат – Процесс»

2. Созданием системы сопоставления (анализа) позволяющей соотнести гуманитарный (образовательный) результат с ресурсными показателями.

3. Подготовка управленческих решений на основании альтернатив предложенных службой мониторинга.

Работы по организация системы внутришкольного мониторинга и контроля качества обучения осуществляются в соответствии со статьями 7, 13, 14, 15, 17, 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Одной из существенных причин востребованности системы внутришкольного мониторинга является переход к широкому использованию индивидуальных учебных программ. Индивидуализация учебного процесса обуславливает рост объектов управления. Если раньше объектом управления был класс, то индивидуализация и дифференциация делают объектом управления ученика, а следовательно и количество актуальной информации возрастает многократно. Все это ставит проблему технологии измерений качества образования в старшей школе и критериев дифференциации педагогического персонала. При этом высокая субъективность оценки педагогического труда внешними экспертами, а также невозможность четко формализовать результаты образовательной деятельности (на уровне стандартов) и несопоставимость трудозатрат и технологической сложности в методиках индивидуального и массового образования, а также методика преподавания ставит эту проблему в особое положение.

При том, что именно дифференциация является не только серьезным инструментом формирования заработной платы учителя, особенно в части внебюджетных доплат, но и оптимизирует действия руководства по принятию решений на расстановку кадров, а также по формированию стратегии в вопросах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Оценивание в данной системе отношений уже не является просто констатирующим и проверочным, но и формирующим, определяющим и предугадывающим, стимулирующим, мотивационным, школьным и профессиональным ориентиром. Оценивание перестает быть приложением к учебно-воспитательному процессу, оно постоянно прогрессирует, переходя в ранг одного из важнейших факторов обучения, способного влиять на сферы и условия обучения и воспитания. Мониторинг, в особенности мониторинг школьных результатов, приводит к изменениям в системе целей, в содержании и технологиях обучения, преобразовывает интерактивный инструктивно-обучающий процесс, основанный на соотношении взаимоотношений учитель-ученик и ученик-ученик.

Вопрос мониторинга образовательного процесса поднимается на различных уровнях образовательного сообщества РФ, т.к. от результатов его проведения во многом зависит реформирование современной системы образования в нашей стране.

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществлять методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе. Такую информацию на школьном уровне могут предоставить регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются необходимым инструментом анализа различных сторон учебного процесса.

Понятие мониторинга и его функции

Надо отметить, что вопрос отслеживания результатов образовательного процесса поднимается в педагогике давно. Во многих научных и педагогических исследованиях мониторинг понимают как наблюдение за состоянием педагогического процесса (уровень ЗУН, организация учебно-воспитательного процесса (далее – УВП), уровень преподавания и т.д.) с целью его контроля, прогноза и устойчивого функционирования. Мониторинг может проводиться с использованием информационных технологий, а также путем традиционного сбора данных (анкет, опросов и т.д.). Информационный мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений в системе работы школы, прослеживает интенсивность процессов и амплитуды сдвигов, изучает взаимодействие систем УВП.

Мониторинг имеет несколько функций.

Мотивационно-целевая функция определяется как четкое выполнение работы всеми членами педагогического коллектива в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Информационно-аналитическая функция определяется как функция управления, направленная на изучение физического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция определяется как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей в разработке программ их достижения.

Организационно-исполнительская функция определяется как принадлежность каждому циклу управления. Эта функция несет в себе основной потенциал социального преобразования школы, характеризует школу как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности.

Контрольно-диагностическая функция определяется как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя школы.

Регуллятивно-коррекционная функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Для обеспечения работы предполагаемой модели системы мониторинга в учреждении рекомендуется использовать набор положений. К ним относятся:

А) Положение ««Положение об организации новой формы аттестации учащихся в образовательном учреждении».

Данное положение определяет требования к процедурам и содержанию оценивания учащихся. В нем определены технологические подходы к проведению оценивания, определены ограничения по количеству, размеру и частоте оцениваний.

Б) Временное положение «О порядке оценивания личных достижений учащихся (портфолио)».

Данное положение определяет принципы формирования «Портфолио» и перечень информации, которую документ должен и может содержать. В нем определены методы оценки неучебных достижений учащихся.

В) Положение «Об использовании альтернативных форм в ходе итоговой и промежуточной аттестации».

Данное положение определяет принципы, на которых учащийся может в ходе итоговой или промежуточной аттестации использовать альтернативные формы оценки своих достижений.

Г) Положение «О службе мониторинга».

Данное положение определяет структуру службы, ее цели и задачи. В нем зафиксированы основные направления работы, принципы получения информации, полномочные представители от различных служб школы, ответственные за предоставление информации Службе мониторинга.

Существенными ограничениями (рисками создания системы внутришкольного мониторинга можно считать целый ряд проблем, которые, на сегодняшний день, являются серьезным сдерживающим фактором развития становления школьной службы мониторинга.

В первую очередь к ним можно отнести масштабную некорректность в трактовке действующих стандартов образования – дидактические единицы не описываются по размерам (сколько информации) и по глубине (как подробно), что, безусловно, дает повод для толкования и неразберихи. Вновь предлагаемые стандарты, к сожалению, страдают тем же пороком и не улучшают ситуацию, а скорее фиксируют все недостатки существующей.

Кроме этого, технология проведения объективных измерений сталкивается как с дефицитом времени, так и с проблемой отсутствия полноценных КИМов (контрольно – измерительных материалов) особенно для младших возрастов.

Кроме того здесь необходимо рассмотреть целый комплекс вопросов и проблем к которым можно отнести: снижение негативных психологических последствий акта оценивания, создание стимулирующих составляющих оценочной системы, повышение уровня технологичности и производственной эффективности оценочной системы, расширение аналитической базы оценочной системы, создание прогностического аппарата оценочной системы, создание адаптивных систем оценивания для различных возрастов и предметов в рамках единого оценочного пространства. При этом результаты, которые возможно получить могут быть следующими: рост интерактивности учебного процесса, формирование адекватной самооценки, диагностика параметров (зоны риска, прогностика, закономерности и т.д.) индивидуальной траектории развития в режиме лонгитюдных наблюдений (1-11 класс), объективизация психических и психологических функций, формирование многомерной модели развитости качеств ученика, социальное и межличностное позиционирование учащегося, объективизация процесса развития не только для учителей, но и для родителей и учеников, перевод системы оценивания на компьютерную основу.

Необходимо учитывать, что не имеет пока и полноценного решения проблема очного мониторинга в условиях массовой школы. И здесь, как ни странно, существенным становится фактор дефицитности помещений (при действующих стандартах).

Одним из объективных препятствий для принятия управленческих действий, по данным, которые может предоставлять служба мониторинга, является отсутствие ресурсов на качественную переподготовку и качественное повышение квалификации сотрудников. В данном случае имеется в виду ограниченность и достаточно низкий уровень предлагаемых различными государственными системами курсов и семинаров. Кроме этого, не существует эффективного организационного и финансового механизма, позволяющего педагогу «восстанавливать и освежать» свои профессиональные качества. При том, что проблема эмоционального, психологического и профессионального «выгорания» учителя давно уже актуализирована в академической науке и имеет свои варианты решений. Таким образом для школы проблема мониторинга выливается не столько в проблему «как оценить», сколько в проблему «как изменить».

Основными целями создания системы внутришкольного мониторинга и контроля качества обучения являются:

• обеспечение устойчивого развития системы образования в школе;

• создание Единой автоматизированной системы мониторинга учебно-воспитательного процесса школы;

• создание системы сопоставления эталонных характеристик учащихся с затратой ресурсов.

Ожидаемый результат:

• создание системы комплексного мониторинга результатов и ресурсов образовательных программ школы;

• выявление причин несоответствия учащихся эталонным характеристикам;

• создание группы многообразных, универсальных и просчитываемых индикаторов мониторинга;

• формирование информации, необходимой для принятия управленческого решения;

• выявление зон риска и ограничений при достижении эталонных характеристик;

• использование результатов системного мониторинга как фактора влияния на эффективность школы для изменений образовательных, финансово-экономических и организационно-правовых условий развития школы;

• включение созданной системы индикаторов в систему мониторинга эффективности образовательного учреждения.

Для оптимального функционирования системы мониторинга ее деятельность должна быть стандартизирована относительно принципов организации педагогических измерений.

Принципы педагогический измерений - это основные требования, которыми специалисты по педагогическим измерениям руководствуются в своей деятельности. В педагогическую практику школы принципы вводятся как совокупность исходных правил, способствующих эффективности процесса мониторинга. К ним можно отнести:

Принцип связи педагогических измерений с целями образования и обучения. Он определяет, что обучение без последующего применения независимого измерения невозможно; только по итогам измерения можно знать - что достигнуто, и в каком направлении дальше следует двигаться. Формулирование целей мониторинга должно отвечать критериям социальной полезности и значимости, научной корректности и общественной поддержки.

Принцип объективности измерений в мониторинге нацеливает на устранение субъективизма и предвзятости. Сейчас часто применяется традиционный метод оценивания - формирование коллегиальной оценки, для чего создаются комиссии, что является неточным, нетехнологичным, дорогостоящим, а потому тупиковым методом. Получаемые при этом оценки нередко называются объективными, хотя они продолжают оставаться субъективными, а точнее, интерсубъективными. Второй путь повышения объективности - это использование стандартных тестовых программ и технических средств, что позволяет добиться точности измерения и адекватности цели.

Принцип справедливости и гласности измерений означает одинаково доброжелательное отношение ко всем, без исключения тестируемым, открытость всех этапов процесса, своевременность ознакомления с результатами тестирования.

Все испытуемые выполняют задания сходного содержания, из одних и тех же укрупненных дидактических единиц. Даются задания одинаковой трудности, в одинаковое время, с одинаковыми правилами оценивания. Никому не позволяется списывать. Гласность означает возможность контроля со стороны общественных и профессиональных организаций. Содержание теста соответствуют объявленной цели тестирования.

Принцип научности и эффективности предписывает необходимость проверки содержания и правильности формы контрольно – измерительных материалов, что выполняется независимыми группами педагогов по учебным дисциплинам. Особое значение для повышения качества контроля имеет методология и теория.

Методология педагогических измерений определяется как учение об основных положениях, формах, методах, принципах научного исследования и эффективной организации практики применения, главным образом, тестов. В круг основных методологических проблем входят формулирование главных идей, целей и задач, определение содержания, сущности и принципов педагогического измерения. Наиболее эффективный путь влияния методологии на практику - через разработку теории научной организации измерений.

Принцип систематичности. Относится к организации учебного измерения, осуществляемого для улучшения знаний по результатам самопроверки - самой гуманной формы контроля. Самопроверке планомерно подвергаются знания каждого учебного модуля, раздела, каждой темы. Тем самым систематически формируется рефлексия относительно изученного и недоученного знания. Этим принципом подчеркивается необходимость согласования целей и результатов текущего, рубежного, тематического и итогового измерения (или оценивания), регулярности этой работы. Всесторонность акцентирует внимание на необходимости репрезентативного представления содержания учебного курса в содержании теста.

Принцип гуманности и этичности педагогических измерений означает, что этим исключается нанесение какого-либо вреда развитию личности. Не допускается ущемление по национальному, этническому, материальному, расовому, территориальному, культурному и другим признакам. При добровольном тестировании всем испытуемым требуются одинаковые инструкции, задания, условия, правила интерпретации и оценивания результатов, одинаковое время, недопустимость списывания и других форм нарушения.

Таким образом мониторинг школьных результатов представляет собой комплексный процесс по сбору информации о качестве и динамике результатов учебной деятельности по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей, действий оценивания.

Школьный мониторинг включает:

а) определение/уточнение цели и задачи оценивания;

б) определение целеполагающей информации (каким должен быть предмет оценивания);

в) построение/выбор инструментов оценивания;

г) сбор информации для констатации;

д) сопоставление целеполагающей информации и оценивания, толкование полученных данных и формулирование мыслительной деятельности;

е) анализ предыдущих этапов (рефлексия) в улучшении текущего оценивания.

Внутришкольный мониторинг предполагает: измерение степени выполнения установленных (поставленных) целей на уровне системы, его определение через получение некоторых выводов и использование соответствующих данных для составления конечной оценки

При этом группы целей школьного мониторинга могут быть определены в двух плоскостях: почему оценивается и для каких решений оценивается. Поэтому цели могут быть:

- для оценивания — определение шансов успеваемости ученика на одном школьном этапе (цикле), в учебном году, по одной школьной дисциплине, в одном учебно-воспитательном срезе;

- для регламентного оценивания - понимания способов (форм) обученности ученика;

- для диагностического оценивания — понимание причин неуспеваемости ученика;

- для завершающего оценивания - проверка (контроль) приобретенных знаний учащихся.

Объектами внутришкольного мониторинга являются

- знания, способности, склонности, умения, отношения;

- организация и проведение учебно-воспитательного процесса;

- способы применения знаний;

- личностные качества и качества поведения;

- школьный прогресс;

- учебный процесс;

- система и учебные единицы;

- портфолио;

- дидактический персонал (самооценивание) и т. д.

Цель мониторинга формирует структуру его внутренней ссиетмы отношений:

- Субъекты оценивания: кто оценивает (учитель, тьютор, специалист)

- Критерии оценивания: каким должно быть то, что оценивается (объект)?

- Инструменты оценивания: чем оценивается?

- Методология оценивания: как оценивается?

- Получатели данных мониторинга, которые используют полученную информацию через оценивание.

Таким образом, учебные достижения (конечный результат обучения) представляют ее бой приобретенные учеником знания на уровне личности, полученные в рамках образовательной деятельности, и опознаются с помощью полученных навыков, приобретенных качеств и сформированного повеления.

Школьная эффективность определяется сочетанием школьных достижений определенной школьной группы в определенное время и в установленном пространстве (год, шк. ступень; в классе; вне класса и т.д.)

Для создания эффективной школы необходима система накопления информации для выявления тенденций, принятия стратегических и оперативных решений, создания системы быстрого реагирования на изменения и новые тенденции в системе образования. Решение этих проблем позволит сохранить конкурентные преимущества школы.

Первоочередной задачей ПЕРВОГО ЭТАПА формирования внутришкольной системы мониторинга является создание качественного измерителя знаний учащихся по предметам в виде тестовых заданий по предметам. Объектами первичного мониторингового исследования лучше выбрать две ключевые учебные дисциплины: русский язык и математика. Лучше всего ориентировать систему мониторинга на тестовые формы измерений в связи с тем, что современная система образования в школе переходит на данный вид контроля как в рамках итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, так и в рамках аккредитации школы. Главное при выборе тестовой формы работы - наличие одинаковых, для всех испытуемых условий проведения педагогического контроля (трудность, состав, структура заданий) и правил интерпретации результатов: ответственность, справедливость.

Однако тестовые формы не должны исключить другие формы измерителей, равно как и не должны игнорироваться в случаях, которые считаются непригодными для использования тестов. Как показывает опыт тест может быть адаптирован под значительное разнообразие задач, либо иные формы могут быть приведены к сопоставимости с ним по технологичности и корректности.

Учащиеся 5-х классов тестируются дважды в год по русскому языку и математике (стартовый и итоговый контроль). Появляется возможность сравнения результатов итогового тестирования в 4-м классе и стартового тестирования в 5-м, объективности оценивания знаний, исходя из особенностей учебного процесса. Так как набор в 5-ые классы проходит с учетом пожеланий родителей и возможностей учеников, то проводимое тестирование позволяет выявить образовательный уровень классов.

Для оценки психологического потенциала учащихся для пятиклассников целесообразно вводить психологическое тестирование, которое позволяет говорить о готовности пятиклассников к обучению в средней школе, уровне интеллектуального развития, эрудированности и уровне переработки вербальной информации, выявлении проблемных зон. Для психологических оценок рекомендуется использовать методику «Универсальный интеллектуальный тест» (УИТ СПЧ-М). В данной работе используются различные типы заданий: решение арифметических задач с использованием аналитических способностей, работа с числовыми рядами, с выявлением различных закономерностей, пространственное мышление, выявляется общая осведомленность и информированность учащихся.

Учащиеся 6-х и 7-х классов тестируются один раз в год – итоговый контроль. В параллели 8-х классов проходит тестирование по русскому языку в двух формах: в тестовом варианте и в виде комплексного диктанта по русскому языку и в тестовом варианте и в виде усложненной контрольной работы математике. Выводы и анализ по этому виду работ позволяют получить материал для создания профильных классов. В той же параллели может быть организована работа по оценке компетентностей учащихся 8-х классов, которые рассматриваются как один из желаемых результатов образования. Тест, в этом случае, ориентирован на проверку речевой компетентности учащихся. Анализ данной работы может выявить дефициты учащихся:

- Затруднения при поиске точной информации;

- Умение сопоставить информацию, полученную из разных источников;

- Определение авторской точки зрения.

Учащиеся 10-х классов тестируются по математике, русскому языку, психологии, компетентностным навыкам, связанным с анализом и пониманием текстов.

По итогам работы Службой Мониторинга составляется годовой отчет, по результатам которого готовятся управленческие решения.

Обычно успешным итогом первого года работы внутришкольной службы мониторинга можно считать:

• Введение новых форм тестирования.

• Подготовка аналитического материала для формирования направлений деятельности и развития школы.

• Формирование протокола взаимодействия между службой мониторинга и учителями а также АУПом

• Завершение поиска программ по переводу тестового материала на электронные носители.

На ВТОРОРМ ЭТАПЕ создания внутришкольной системы мониторинга ключевыми задачми являются:

- перевод тестового материала на электронные носители,

- перевод бумажного архива в электронный,

- разработка тестов естественно-научного цикла,

- создание тестовых заданий для комплексного тестирования младшей школы,

- создание нового вида тестирования с использованием звукозаписывающих файлов по проверке грамотности чтения для 4-х классов.

В этот периода учащиеся 4-х классов проходят в течение года пять видов тестирований, дважды по русскому языку и математике (стартовый и итоговый контроль) и аудиотестирование грамотности чтения.

Учащиеся 5-х классов тестируются дважды в год по русскому языку и математике (стартовый и итоговый контроль), что обеспечивает преемственность между ступенями общего образования с минимизацией потерь при переходе. Службой Мониторинга проводится психологическое тестирование, которое позволяет говорить о готовности пятиклассников к обучению в средней школе, фиксирует уровень интеллектуального развития, эрудированности и уровень переработки вербальной информации, выявляет проблемные зоны. Данные показатели интересны и с той точки зрения, что многие школы традиционно осуществляют набор учащихся в 5-е классы, и полученные данные значительно расширяют информативность о вновь набранных детях.

Учащиеся 6-х классов тестируются один раз в год – итоговый контроль по русскому языку и математике. В данной параллели. Тестирование уже рекомендуется проводить на компьютерах. Это новый вид работы, который позволяет провести сравнение результатов на бумажном носителе и в компьютерном варианте, начать осваивать новый вид деятельности, а также получить результаты обученности за данный период.

Впервые делается акцент на параллель 7-х классов, которая является рубежной для начала предметной предпрофильной подготовки, поэтому тестирование проводится дважды в год по основным предметам: русскому языку и математике. Вводится новое направление, связанное с изучением компетентности учащихся в области решения проблем. Это связано с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для дальнейшего обучения, для эффективной профессиональной деятельности. Тестирование требует проведения анализа предложенного текста, умения обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотношения текста со своим жизненным опытом, восприятия информации, заданной в неявном виде, способности понимать сложные тексты, критически оценивать, предоставить информацию, формулировать гипотезы и выводы. Данный вид работы позволяет выбрать основные направления работы по развитию ключевых компетенций.

Учащиеся 8-х классов проверяются дважды по математике: первый раз - в тестирование в электронном виде (декабрь), второй - в виде контрольной работы на бумажном носителе(конец февраля). Выводы и анализ по этому виду работ позволяют получить материал для создания профильных классов. Параллельно проходят тестирования по русскому языку: в ноябре по тестам в электронной оболочке программы и в январе в виде комплексного диктанта. Электронное тестирование позволяют выявить уровень подготовленности по предмету, выявить темы для повторения, проследить результаты по каждому тестовому заданию по классам.

Комплексный диктант позволяет проверить наличие базовых программных знаний по русскому языку и возможность учащихся работать на повышенном уровне сложности. Текст диктанта включает основные орфограммы и пунктограммы, изученные за курс русского языка.

Так же в данной параллели проводится повторно тест по психологии (УИТ СПЧ), который позволяет выявить гуманитарную или математическую направленность детей, выявить уровень мотивации к обучению, равномерность или неравномерность формирования классов по способностям учащихся, выявить одаренных учащихся.

В этот период впервые вводятся тестирования по другим предметам. Учащиеся 9-х классов выполняют задания по физике и химии. Продолжается работа, начатая в 7-м классе - по тестам на коммуникативные навыки. Развитие навыков коммуникативности является одним из главных направлений при формировании ключевых компетентностей. Задания, включаемые в проверочные работы, направлены на проверку лингвистической, языковой, коммуникативной компетенций: умение проводить, элементарный лингвистический анализ языковых явлений; уровня практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; владения разными видами речевой деятельности, умения читать и понимать предложенный текст: устанавливать связи между предложениями, определять стиль и тип речи, выделять в нем средства выразительности.

Тестирование по физике проходит в октябре, где в заданиях проверяются знания полученные учащимися в 6-8-ых классах. Задания основываются на деятельностном подходе к проверке освоения требований, включенных в образовательные стандарты. Аналогичное положение и с тестированием по химии. Предложенные задания проверяют уровень обученности за 8 класс и тему «Металлы» 9-го класса (проводится в конце декабря). Данные тестовые задания создаются с учетом выборки наиболее показательных для создания в дальнейшем единого теста по естествознанию. Кроме того, учитывая тенденции последнего времени (введение в 9-х классах –ГИА), это дает школе дополнительную возможность проведения диагностики учащихся готовности к ЕГЭ по данным предметам.

Учащиеся 10-х классов тестируются по математике, русскому языку, географии, психологии, информатике, компетентностным навыкам. Для проведения тестирования в данной параллели используются несколько форм работы. Например, математика и русский язык, проводимые в январе, проходят в электронном виде; а те же предметы, проводимые в апреле - в форме, используемой при проведении Единого государственного экзамена. Данный вид работы позволяет посмотреть ЕГЭ - готовность учащихся, отработать форму заполнения бланков, проанализировать работу учителей по подготовке учащихся к данной форме отчетности.

Создание тестовых заданий по географии рекомендуется в двух направлениях: вопросы, проверяющие темы физической и экономической географии. Данный вид тестирования позволяет выделить слабо изученные темы и проблемы «Программы по географии».

Работа по созданию тестов по русскому языку и математике должна быть переведена на другой уровень. Из накопленного банка заданий формируются тесты, соответствующие статистической теории педагогических измерений. Продолжается работа по созданию базы заданий в тестовой форме по физике, химии, географии для последующего отбора вопросов единого теста естественнонаучного цикла. Ведется апробация тестовых задания по информационным технологиям. Начинается разработка нового вида тестирования - комплексных тестов по естествознанию для учащихся 3-х классов.

В период становления внутришкольной системы мониторинга целесообразно вовлекать учителей школы в практику инструментальных педагогических измерений и повышать компетентность и профессионализм сотрудников Службы. На внутренних семинарах рекомендуется изучение методов статистической обработки тестовых результатов.

Итогами работы этого этапа можно считать:

• перевод тестов в электронную оболочку и их апробация;

• введение компьютерного тестирования;

• расширение диапазона тестирования;

• создание комплексных тестовых материалов для младшей школы;

• подготовка аналитического материала по предметам с учетом накопленного материала;

• повышение профессионального уровня сотрудников Службы Мониторинга.

Параллельно с педагогическим мониторингом развиваются и другие направления оценки качества работы образовательного учреждения. Например оценка состояния здоровья детей, оценка психологической комфортности образовательной среды и другие направления системно или ситуативно возникающие как целевая установка деятельности Службы.

В рамках данного направления могут проводиться анкетирования родителей и учащихся, выпускников школы. К таким видам мониторинга можно отнести:

• заполнение и анализ дневников самонаблюдения по динамике здоровья школьников;

• исследование по изучению комфортности расписания для учащихся разных классов.

• исследование, по проблемам школьного питания, среди учащихся:

• проблемные и тематические исследования (например мониторинг травматизма учащихся 1- 10 классов)

• анализ режима дня учащихся классов

• исследования «Выпускники».

• исследования «Причины, по которым уходят из школы ученики»

• проблемное исследование о комфортности обучения младших школьников

• исследование «Портрет восьмиклассника»

• исследование «Проблемы мотива выбора школы родителями и детьми в первых классах»

• исследование «Влияние географической удаленности места жительства учащихся от школы на результативность обучения»

• анализ коммуникативных компетенций кадрового состава школы

• анализ заболеваемости сотрудников школы

Отдельно сформулированы задачи и направления внутришкольного мониторинга относительно проблема оценки качества профильного образования. Как оценить достигнуты ли учеником поставленные перед собой цели, насколько реализованы им предоставленные образовательным учреждением возможности? Понятно, что традиционный уровень успешности и успеваемости ученика, только частично отвечает на данные вопросы. При этом школе необходимо знать ответ на них, иначе невозможно выполнять социальный заказ, вырабатывать и корректировать направления своего дальнейшего развития.

Решению этой важной задачи и должен служить школьный мониторинг. Целью мониторинга в контексте профильного обучения является повышение качества образования через систему управления, которая:

· разработана с учетом принципа постоянного улучшения;

· предполагает применение статистических методов оценки для определения изменчивости процессов и их результатов;

· обеспечивает основу для удовлетворения потребителей.

Поэтому при разработке подходов к мониторингу в сфере профильного образования необходимо соотнести внешние требования к образовательной подготовке учащегося и задачи внутришкольного мониторинга образовательных достижений, разработанного в рамках компетентностной модели выпускника.

Компетентностная модель результатов профильного образования предполагает, что важнейшим образовательным результатом является уровень владения учеником ключевыми образовательными компетенциями: учебно-познавательными, общекультурными, социально-информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными, личностного самосовершенствования. Выпускник школы обладает определенным уровнем знаний и достаточно широким кругозором, умеет пользоваться информацией и учитывать ее при решении проблемных ситуаций, принимает систему ценностей общества, готов к саморазвитию и изменению, умеет работать в группе и решать конфликтные ситуации.

Оценка уровня сформированности учебно-познавательной компетенции учащихся занимает центральное место в системе мониторинга и включает в себя: анализ результатов ЕГЭ, анализ общего уровня успешности и успеваемости, анализ образовательных достижений в профильном обучении, анализ уровня сформированности ОУУН. Соотношение полученных данных дает возможность объективного оценивания уровня сформированности данной компетенции.

Особенно хочется подчеркнуть роль ЕГЭ. При создании КИМов для ЕГЭ используется компетентностный подход. Принцип компетентностного подхода к заключается в том, насколько ученик может применять полученные знания при решении проблемных ситуаций. Задания части В и особенно части С в ЕГЭ отвечают как раз этой задаче и в нашем понимании позволяют повысить степень объективности оценки образовательного результата ученика. Поэтому в мониторинге учебных достижений можно рассматривать результаты ЕГЭ не только, как внешнюю оценку, но и как оценку уровня предметной компетентности каждого учащегося.

В оценке уровня сформированности такой ключевой образовательной компетенции, как учебно-познавательная обычно используется мониторинг общеучебных умений и навыков. Уровень сформированности ОУУН включает оценку уровня владения учащимся таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение, умение находить причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Для их оценки могут использоваться срезовые работы определенной структуры, имеющие тестовые характеристик, которые учитель наполняет предметным содержанием. Оценка производится по 3-х балльной системе: 1 балл-умение не сформировано; 2 балла – сформировано частично; 3 балла – сформировано полностью. При анализе можно выделить средний балл каждого ученика и уровень сформированности данной мыслительной операции в целом по классу.

Так, например, можно сказать, что лучше всего учащиеся 11-х классов умеют осуществлять анализ (2,4 балла) и слабо владеют умением делать выводы(1,8 балла). У учащихся 10-х классов лучше всего развито умение сравнивать и обобщать(2,5 балла), слабо развито умение делать выводы и сравнивать (1,4 и 1,6 балла). Соответственно, именно на развитие этих умений делает акценты учитель при подборе заданий на уроке.

Мониторинг сформированности социально-информационной компетенции проводится психологами школы и включает в себя анализ интересов и профессиональных предпочтений учащихся. Проводится в виде анкетирования и психологического тестирования. Следует отметить, что как правило, учащиеся на этапе предпрофильной подготовки к сфере своих интересов относят престижные профессии (юрист, экономист, менеджер), тогда как их профессиональные предпочтения далеко не всегда им соответствуют. Вместе с тем, особенно часто в сфере профессиональных предпочтений преобладает «Человек-художественный образ» и «Человек-человек», что вероятно связано с особенностями подросткового возраста. Анализ профессиональных предпочтений на старшей ступени школы показывает, что профессиональные предпочтения становятся более адекватными и чаще соответствуют выбранному профилю обучения.

Мониторинг сформированности ценностно-смысловой компетенции состоит в анализе уровня мотивации к обучению и анализе иерархии ценностей по важности и доступности, а также большую роль в оценке данной компетенции имеет анализ уровня формирования педагогизированного пространства школы, который осуществляют классные руководители. При анализе уровня мотивации к обучению психологами отмечается, что в 8-9-х классах преобладает средний уровень мотивации учения с несколько заниженной познавательной мотивацией.

В старшей школе у учащихся чаще превалируют показатели мотивации на успех (60%). По ценности и доступности на этом этапе определяются следующие показатели: наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе и счастливая семейная жизнь, здоровье. Степень сформированности педагогизированного пространства школы достойно иллюстрируется исследованиями представлений учащихся о содержательном аспекте вышеназванных ценностей. Исследования показывают, что учащиеся наделяют предложенные объекты едиными для школы ценностными ориентациями.

Мониторинг сформированности коммуникативной компетенции и компетенции личностного самосовершенствования проводится психологами школы и состоит в анализе локус-контроля учащихся,уровня мотивации к достижению успеха, уровня тревожности,уровня способностей к самоактуализации,уровня адаптивности.

Мониторинг сформированности общекультурной компетенции включает в себя а нализ портфолио и уровня социализации учащегося, проводимый классным руководителем; анализ уровня развития интеллектуальных способностей, проводимый психологами.

Таким образом, возможно отследить уровень сформированности ключевых образовательных компетенций учащегося на различных этапах его образовательного пути. Данные о каждом учащемся содержатся в электронной базе системы персонифицированного учета образовательных достижений, где отраженыличный образовательный рейтинг, рейтинг по профильному обучению, сформированность ОУУН, профессиональные предпочтения, интересы, портфолио, стратегии продолжения образования, пути карьеры.

В целом логика создания внутришкольной системы мониторинга предполагает следующие шаги:

1. Документальное обоснование

А) Положение о порядке проведения текущего и итогового контроля и оценки уровня учебных достижений учащихся

Б) Положение о порядке оценивания личных достижений учащихся (портфолио)

В) Положение о службе мониторинга и оценки эффективности

-Выбор направления работы (предметы, параллели, проблемные зоны)

-Составление плана работы

-Создание группы разработчиков тестового материала

-Технологичность процесса

2. Работа с кадрами

-Обучение разработчиков измерителей

-Создание единых требований к технологии образовательного процесса

- Работа по снижению негативных психологических последствий акта оценивания

3. Требования к процедурам, содержанию, количеству, размеру и частоте оценивания.

4. Аналитика и формирование информации

5. Рекомендации по работе в рамках МО.

Взаимодействие структур мониторинга с МО или кафедрами направлено на использование оценивания мониторинга в успехах индивида и системы в достижении образовательных стандартов.

Использование всего комплекса методов педагогических измерений должно способствовать формированию базы для аналитической и коррекционной работы. Просчитываемый средний балл и проценты по каждому заданию дают возможность для различных видов сравнения, а именно: какие из тем усвоены лучше, какие темы из года в год показывают стабильно низкие и высокие результаты; сравнения по классам, работающим учителям, получение оценки знаний для выявления динамики достижения предполагаемых результатов и качества образования. Кроме того, полученный материал позволяет выявить зоны риска и ограничений при достижении предполагаемых результатов и качества образования. При составлении рейтинга появляется возможность выделить учеников, показывающих стабильно высокие и низкие результаты, что является предпосылкой к использованию индивидуального подхода к учащимся при обучении.

Анализ мониторинговых работ помогает при формировании профильных классов. Являясь независимой экспертной оценкой, результаты внутришкольного мониторинга помогают в разрешении конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «учитель - родитель». Кроме того, это еще одна возможность проинформировать учащихся, родителей и учителей об успехах школьника в достижении стандарта.

Но главным итогом мониторинговых исследований является формирование информации, необходимой для принятия управленческих решений с целью совершенствования учебного процесса и повышения качества обучения.

Таким образом служба мониторинга, по – мимо проблем эффективности может решить следующие проблемы:

1. Создание единого уклада, единой корпоративной культуры, единой системы требований к технологии образовательного процесса.

2. Обеспечение преемственности между ступенями общего образования, с минимизацией потерь на переходе, что позволяло учащимся и родителям строить ясную и долговременную образовательную стратегию в рамках одного учебного заведения.

3. Создание реальной вариативности содержания образования, без ревизии ключевых элементов «базиса», что позволяет учащимся реализовать свое право на академическую мобильность ученика. Особенно это зарекомендовало себя в старшей школе и в условиях профильного обучения.

4. Создание условий для самореализации учащихся в различных сферах основного и дополнительного образования, что являлось ответом не только на современные запросы индивидуального образования, но и индивидуального развития в целом.

5. Широкое использование в образовательном процессе информационных ресурсов, включая современные информационные технологии, что позволило учесть требования к владению современными коммуникациями.

6. Определение вектора роста квалификационного запаса преподавателей с учетом специфики индивидуальных образовательных программ. Здесь имеется ввиду программа работы с персоналом школы (его подготовкой, переподготовкой и расширением профессиональной базы), ориентированная на подготовку специалистов, способных работать в условиях индивидуальных программ.

Глава 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: