double arrow

Значение требований нормотворческой техники для мониторинга нормативных актов и их проектов

Мониторинг проектов нормативных актов показывает, соответствуют ли они форме и содержанию, то есть требованиям, предъявляемым к юридической технике в сфере нормотворчества, иными слова правилам, приемам и средствам нормотворческой техники. Из этого следует, что мониторинг проектов нормативных актов, в том числе и проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов выявляет незаконные (нелегитимные) нормативные акты, противоречащие нормативным актам, обладающим большей юридической силой, либо технико-юридическим правилам.

В этой связи, требования юридической техники в сфере нормотворчества выступают в роли как нормативно закрепленной, так и научно установленной основы, специальных нормативов (правил), которые являются определяющими для проведения мониторинга проектов нормативных актов различными субъектами, участвующими в законодательном процессе. Анализ действующего законодательства говорит о том, что законными нормативные акты могут быть только тогда, когда они приняты в соответствии с требованиями законности, то есть источником данных требований является Конституция и федеральные законы. Мониторинг современного российского законодательства, а также научных работ, посвященных правотворчеству и законодательной технике позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к проектам федеральных законов.

1. Требования, предъявляемые к содержанию нормативных актов:

1) Соответствие общепризнанным международным документам о правах и свободах человека и гражданина. Международные стандарты в области прав человека и гражданина не являются некими каноническим правилами. Возникнув в определенный исторический период, они, бесспорно, подлежат видоизменению в связи с конкретными условиями развития государства, общества и его индивидов.

Но, тем не менее, принимаемый акт должен соответствовать действующим международным принципам и нормам о правах и свободах человека и гражданина. В связи с этим в государственных органах и учреждениях создаются рабочие группы, комиссии и т. п., которые проверяют соответствие нормативных актов, принимаемых в этих структурах международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. Помимо этого, аналогичной экспертизе подвергаются и проекты нормативных актов, которые разрабатываются данными органами и учреждениями, но принимаются другими властными структурами.

2) В нормативных актах не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих законные права человека и гражданина. Последние в соответствии со ст. 55 Конституции могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из данной нормы следует, что нормативные акты не могут ограничивать права и свободы граждан.

Тем не менее, сами законодательные нормы не всегда являются образцами законности, поскольку иногда принимаются федеральные законы и иные акты прямо, либо косвенно ущемляющие права, свободы и законные интересы граждан. К большому сожалению, в государстве, провозгласившем себя «правовым», в отдельных законодательных нормах закреплена юридическая ответственность за совершенно правомерные действия. Так, например, ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает карательную санкцию в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет за «невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствование на состояние опьянения». В данном случае законодатель явно подменил понятие «право» понятием «обязанность».

3) Соответствие нормативных актов Конституции, законам и другим актам высших органов государственной власти. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Законы и другие нормативные акты, которые принимаются в России, входят в систему ее законодательства и не должны противоречить Основному Закону. Так, например, 21 февраля 2007 г. Совет Федерации отклонил направленный ему на утверждение проект федерального закона «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республикой Татарстан», поскольку проект данного акта закреплял исключительные условия для одного из субъектов Российской Федерации, подрывая тем самым единые нормы функционирования России как федеративного государства, основанного на равенстве субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, соподчиненность многих нормативных актов, а также их виды, порядок их подготовки и принятия до сих пор еще не закреплен федеральным законодателем. В связи с этим, актуальной проблемой правового регулирования является принятие федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который бы не только нормативно закрепил виды (формы) различных нормативных актов, порядок их разработки и принятия и другие стадии нормотворческого процесса, но и процедуру их толкования, систематизации, а также процедуру проведения правового мониторинга.

4) Соответствие реальным общественным отношениям и нормам общественной морали. Требование соответствия нормативных актов реальным общественным отношениям означает соответствие тем связям, которые сложились в той или иной сфере, на определенных участках в ходе правоприменительной деятельности государственных и муниципальных служащих. Так, например, в период последней сессии работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва были приняты законы о повышении базовой части трудовых пенсий, о двухуровневой системе высшего образования, о статистике, о создании госкорпораций «Росатом», о госкорпорации по строительству олимпийских объектов, закон об изменении в федерального бюджета 2007 года и ряд других федеральных законов. Принятие данных законов является ярким свидетельством создания норм права реально соответствующим насущным проблемам российского общества.

5) Принятие нормативных актов органам государственной власти в соответствии со своей компетенции. Например, согласно ст. 104 Конституции Верховный Суд Российской Федерации имеет право законодательной инициативы только по вопросам его ведения. В целях реализации данной нормы только в декабре 2007 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление № 53 от 27 декабря 2007 г. «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О создании районных судов в Иркутской области и упразднении судов общей юрисдикции в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» и Постановление № 50 от 18 декабря 2007 г. «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О создании Новочеркасского гарнизонного военного суда и упразднении 6-го гарнизонного военного суда».

Законодательные и исполнительные органы государственной власти должны издавать нормативные акты на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также в пределах их компетенции. Из этого следует, что закон, а именно его нормы, носят определяющий для других норм характер, поэтому он не подчинен другим актам и должен содержать «первичные», базовые нормы, которые, несомненно, нуждаются в конкретизации, как правило, осуществляющейся на подзаконном уровне. В связи с этим федеральные органы исполнительной власти должны создавать только «производные» нормы, конкретизирующие и организационно обеспечивающие «первичные» нормы законов, а также нормативных указов Президента Российской Федерации. Примером может служить приказ МВД России от 31 августа 2007 г. № 768 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 08.05.2001 г. № 528».

2. Требования соответствия правилам юридической техники. Несомненно, законодатель должен обладать высокой профессиональной квалификацией, необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы сформулировать правило поведения с максимальной точностью и ясностью. Поэтому такое пристальное внимание сегодня уделяется требованиям, предъявляемым к юридической технике. Законодательная техника должна включать в себя следующие требования:

1. Выбор правильной формы нормативного акта и унификация данных форм. Например, федеральные законы должны содержать базовые нормы, которые затем будут конкретизированы подзаконными актами (указами Президента, постановлениями Правительства, ведомственными нормативными актами). В этом отношении оформление технико-юридических норм, содержащих требования, предъявляемые к автомобильным бензинам и дизельному топливу вряд ли логично в форме федерального закона, поскольку такие нормы следует закреплять в соответствующих регламентах и утвержденных либо постановлением Правительства Российской Федерации, либо приказом соответствующего федерального министерства.

Чтобы избежать возможных проблем в выборе формы нормативного акта, законодателю следует обращаться к действующему законодательству в этой области. В сегодняшних условиях проведения правовых реформ важное значение имеет унификация форм нормативных актов на уровне федерального закона, а не подзаконных актов, как это существует ныне. Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства России 13 августа 1997 г. № 1009, нормативные акты министерств и ведомств могут издаваться в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Большое значение в унификации нормативных актов играют юридические конструкции, представляющие собой схемы-шаблоны, которыми пользуются компетентные органы при подготовке юридических документов. Актуальной проблемой является разработка и принятие общих, унифицированных для всех органов государственной власти образцов основных нормативных актов, с помощью которых исполнители могут определить нужную форму проекта подготавливаемого акта и правильно его построить. В этой связи в проекте федерального закона «О нормативных правовых актах», подготовленного Советом Федерации должны быть четко определены формы нормативных актов, принимаемых в Российской Федерации.

С позиции юридической лингвистики язык закона, т. е. официальный язык законодателей представляет собой функциональный стиль литературного языка, который выступает определенным видом официального делового стиля, то есть такого языка на котором государство, в лице своих органов власти, общается с другими субъектами правовых отношений (гражданами, их объединениями, апатридами, бипатридами, юридическими лицами, другими государствами и т. п.). Поэтому, для более полной характеристики данного стиля литературного языка следует указать те особенности, которые свойственны именно для языка законодателей, иными словами для языка закона. Тем не менее, приоритетным методом правового регулирования, применяемым законодателями даже в современных условиях, является императивный (властный, предписывающий) метод.

В связи с этим, чтобы полнее раскрыть особенности языка законодателей необходимо выделять в особую группу требования, предъявляемые именно к стилю языка закона и подробно рассмотреть их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: