Введение. Современная китайская литература занимает одно из передовых мест в мире

Современная китайская литература занимает одно из передовых мест в мире. Претерпев все исторические коллизии, выпавшие на долю китайской литературы в XX в., с наступлением 80-х годов она ощутила большую свободу творчества, породила огромное количество писателей и литераторов, вышла на мировой уровень.

События прошлого столетия изменили не только место Китая на мировой арене, но и менталитет его граждан в сторону глобализации и переоценки ценностей. Литература, одной из целей которой является отражение реалий современной действительности, не могла остаться в стороне. И Мо Янь как один из передовых писателей Китая в своей речи на «Встрече выпускников Пекинского педагогического университета» сказал, что писатели, вооружившись языком и разумом, должны быть безжалостны и бескомпромиссны в поисках правды. Мо Янь в своих произведениях изучает человеческую жестокость, бюрократическую систему и индивидуальный героизм, он пишет то, что видит и так, как это воспринимает. Его как писателя и как человека волнуют самые разные темы – от незамысловатых крестьянских историй до проблемы рождаемости в стране, главный герой его романов – сам народ, он живет этим и это живет в нем. Он пишет о людях, которые переживают страшные страдания из-за многочисленных политических перемен: оккупации Китая Японией, рождения Китайской Народной Республики, гражданской войны, экономической кампании под названием Большой Скачок, последовавшей «Великой пролетарской культурной революции» и реформ Дэн Сяопина, который разработал принцип «социализма с китайской спецификой» и сделал страну частью мирового рынка. Его герои проявляют огромную силу духа в борьбе за свою жизнь и человеческое достоинство. Иногда они в этой борьбе побеждают, но чаще всего проигрывают.

Проблематика выбранной темы состоит в том, что, во-первых, вопросы и проблемы, поднимаемые писателем в своих произведениях, уже давно вышли за рамки китайского общества: после принятия китайским правительством политического курса реформ и открытости и благодаря растущей глобализации, проблемы китайского социума стали проблемами общемировыми. Во-вторых, в последнее время Россия во многих сферах международного сотрудничества идет на целенаправленное сближение с Востоком и, прежде всего, с Китаем. В данном случае, творчество такого знакового для Китая писателя, как Мо Янь, может внести большой вклад в понимание менталитета и образа мысли китайского народа, что является необходимым для создания дружеских отношений двух стран.

Актуальность темы обусловлена тем, что творчество писателя охватывает практически весь XX век, который для Китая явился переломным, и события, произошедшие за этот столетний период, превратили Китай из монархического, во многом опирающегося на пережитки прошлого государства в одну из сильнейших стран на мировой арене в XXI веке. Кроме того, Нобелевская премия послужила толчком к возросшему на сегодня интересу мировой общественности, в том числе российского читателя, к творчеству одного из интереснейших китайских писателей – Мо Яня.

Степень исследованности темы. Писатель широко известен на Западе, в частности, в США. Произведения Мо Яня переводит авторитетный в мире переводчик с китайского на английский язык Говард Голдблатт. В России переводами произведений писателя занимается И.А. Егоров, известный китаист, переводчик из Санкт-Петербурга. На сегодняшний день литературное творчество Мо Яня в отечественном синологическом литературоведении практически не исследовано. Исключение составляют лишь статьи Д.С. Цыреновой («Влияние творчества Уильема Фолкнера на творчество Мо Яня», «Магический реализм в творчестве Мо Яня»), посвященные изучению раннего творчества Мо Яня.

Объектом исследования является литературное творчество современного китайского писателя Мо Яня, предметом исследования – тематика и проблематика, герои и персонажи, сюжетные линии и детали, а также художественное своеобразие романов и рассказов Мо Яня.

Материалом исследования послужили романы «Страна вина», «Большая грудь, широкий зад», «Устал рождаться и умирать», а также рассказы «Баня», «Красная кровать», «Вверх ногами» и автобиографические эссе «Мама» и «Плохие манеры».

Цель настоящей работы состоит в выявлении проблем современного человека и общества, отраженных в романах и рассказах Мо Яня, а также художественного своеобразия литературного творчества писателя.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Исследовать представления о человеке и общественном устройстве в китайской философии, сформировавшей китайскую ментальность.

2. Рассмотреть социальные отношения, продиктованные конфуцианским учением и нашедшими отражение в китайской литературе.

3. Проанализировать историю страны в XX веке и охарактеризовать актуальные проблемы современного китайского общества.

4. Выявить тематику и проблематику творчества Мо Яня.

5. Исследовать ключевые персонажи и сюжетные линии произведений Мо Яня.

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению китайской литературы, истории и философии, а также исследования в области современной китайской политической и экономической обстановки. Это исследования в области философии А. Кокорина, Д. Манро, в области литературы – А. Прокопьева и Н. Федоренко, а исследования политико-экономического положения Китая принадлежат Н. Оседелец и Ю. Хатченкову.

Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами и междисциплинарным характером исследования. Использование сравнительно-исторического и биографического методов, а также методов интерпретации и анализа художественных текстов позволило изучить содержательные и формальные аспекты литературного творчества Мо Яня в их взаимосвязи и в историко-культурном контексте развития Китая в ХХ веке.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественном синологическом литературоведении предпринята попытка понимания китайского человека, общества и его ментальности через призму творчества писателя Мо Яня. Кроме того, автором дипломной работы осуществлен перевод с китайского языка на русский язык нескольких рассказов и автобиографических эссе, ранее не представленных в переводах на русском языке.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что рассмотрение феномена человека и общества в творчестве Мо Яня вносит определенный вклад в изучение современного литературного процесса и может быть использовано для дальнейшего исследования тенденций развития мировой и китайской литератур.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть полезны в последующих разработках по современной литературе, в написании учебных курсов по истории китайской литературы и культуры, переводу художественного текста и аналитическому чтению на китайском языке.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены в форме докладов и статей на научных конференциях, в том числе: «АТР – История и современность VII» (Улан-Удэ, 2013), «АТР – История и современность IX» (Улан-Удэ, 2015), «Актуальные проблемы синологии и методики преподавания китайского языка»" (Элиста, 2014), «Ежегодная студенческая научно-практическая конференция БГУ» (Улан-Удэ, 2015).

Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными в ней целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во Введении обосновывается актуальность темы, описывается степень исследованности темы, выделяются объект, предмет, цель и задачи, поясняется теоретико-методологическая база, новизна, теоретическая и практическая значимость данного исследования.

В первой главе дано краткое описание конфуцианского, даосского и буддийского понимания феномена человека и его места в этом мире, основные понятия и принципы этих учений. Также в данной главе кратко представлен классический персонаж древних и средневековых китайских художественных произведений.

Во второй главе дается характеристика современного китайского общества для лучшего понимания произведений современного писателя Мо Яня, проведен анализ персонажей и проблематики произведений автора.

В Заключении подводятся итоги проведенной исследовательской работы.

Приложение содержит переводы рассказов «Баня», «Красная кровать», «Вверх ногами» и автобиографических эссе «Плохие манеры» и «Мама», выполненные автором работы

Так называемая тема «человека и общества» присутствует во многих гуманитарных исследованиях: философских, социологических, филологических. Философия и социология, науки, определяющие самосознание человека и его места в этом мире, стары как мир. Этой теме посвящали работы многие известные ученые, начиная от Сократа и заканчивая современными мыслителями и исследователями.

Итак, цель и задачи, поставленные в данной исследовательской работе были выполнены. Во-первых, изучены представления о человеке и общественном устройстве в китайской философии, сформировавшей китайскую ментальность. Общеизвестно, что большой вклад в понимание природы человека и его места в обществе, безусловно, внесли такие умы человечества, как Конфуций и Чжуан-цзы, и сегодня, при исследовании всех сфер жизни китайского и мирового общества нельзя обойти их учения стороной. Конфуцианская и даосская идеологии имели основополагающее начало для всей китайской цивилизации, и сегодня менталитет китайского человека можно понять, лишь зная его историю, религии, традиции и мироощущение. В случае творчества интересующего нас писателя Мо Яня, можно утверждать, что его литературные произведения во многом восхищены идеями и концепциями как конфуцианства, так и даосизма. Немаловажную роль играют и буддийские мотивы в его творчестве.

Во-вторых, рассмотрены социальные отношения, продиктованные конфуцианским учением, нашедшими отражение в истории китайской литературы. Кроме того, проанализированы основные вехи в истории страны в XX веке и охарактеризованы актуальные проблемы современного общества. История Китая, позволяющая Мо Яню наполнить и предвосхитить многие события его работ, также немаловажна, ведь недаром писателя называют летописцем китайской истории. Но Мо Янь – дитя современного общества и живет в нашем веке, влияние современных тенденций не могло не отразиться на его работах. Китай совершил мощный прыжок в развитии, немудрено, что в свете подобных изменений, китайский человек, наблюдавший выпавшие на долю его страны многочисленные события, немало изменился. Такое быстрое развитие могло послужить и некой потере ориентиров. Нас интересовал именно китайский человек со всей кладезью многовековых мудростей, накопленных за всю историю китайского государства. Все исследования литературных и любых других произведений и событий, в целом, направлены на понимание этого человека, эти исследования призваны замечать и рассматривать оттенки характера китайского человека в свете экономического, духовного и промышленного развития китайского общества. Такие понятия, как современный китайский человек и современное китайское общество, очень многозначны, но не всегда цельны. Но невозможно не признать, что исследования этих понятий жизненно важны для мирового сообщества, ведь Китай на сегодня – одна из величайших и мощнейших держав, оказывающая влияние на все сферы мирового сообщества. Для подтверждения этого далеко ходить не нужно, в каждом мегаполисе давно образовались и комфортно существуют целые китайские кварталы или чайнатауны, как их называют.

В дипломной работе были выявлены тематика и проблематика прозы писателя. Китайская литература, в значительной степени получившая свободу относительно недавно, претерпела колоссальные изменения, и сегодня китайские авторы пишут на темы, казавшиеся немыслимыми каких-то полвека назад. Проблемы современного китайского человека и общества отражены во всех без исключения произведениях интересующего нас писателя Мо Яня. В данной исследовательской работе были проанализированы проблематика рассказов «Баня» и «Красная кровать» и выявлены такие проблемы китайского общества, как «чинопочитание», кумовство, «политика одного ребенка», коммерциализация государственных предприятий, мелкое взяточничество, чревоугодие, изменение социального статуса женщины, безработица в деревнях и наплыв сельского населения в города, проституция. Что касается тематики прозы Мо Яня, то можно сказать, что в основном его истории охватывают практически весь прошлый век, а персонажи романов переживают весь спектр проблем, вызванных постоянными изменениями политического курса страны. К таким произведениям относятся, к примеру, романы «Большая грудь, широкий зад», «Устал рождаться и умирать» и другие.

В работе исследованы ключевые персонажи и сюжетные линии произведений Мо Яня. Китайский человек все же разительно отличается от европейского или русского человека. Китайская цивилизация – единственная в мире цивилизация, не прекращавшая своего существования и развития с самого ее основания. Китайский человек очень сильно привязан к своим традициям, далеко уходящим вглубь веков, он бережно хранит их и старается минимализировать то влияние, что оказывает на него современный, направленный на Запад, мир. События, потрясшие страну в XX веке, имеют свои особенности, связанные с китайской реальностью и дальнейшим развитием государства.

Что касается художественного своеобразия литературного творчества писателя, то в первую очередь стоит отметить, что Мо Янь относится к такому литературному течению, как «литература поиска корней», поэтому в его романах так сильны нотки Старого Китая. Именно в прошлом и в древней мудрости, считает автор, китайский человек может найти собственную идентификацию. По его взгляду на жизнь, любовь, традиционные ценности, межчеловеческие отношения можно понять и современного китайского человека, который «землей» и «кровью» привязан к универсальной китайской морали. В своих романах автор рисует героев и события, которые вполне могут произойти с любым человеком. Хоть его творчество часто относят к жанру магического реализма, его герои земны и человечны. Женщина, мать, долг, сострадание, страх, ненависть, слабости – все эти понятия универсальны, понятны и столь знакомы. Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные в работе основные персонажи романов «Страна вина», «Большая грудь, широкий зад» и «Устал рождаться умирать» олицетворяют отношение автора к современному миру и установленным в нем порядкам, а также к проблемам, возникающим из-за человеческой слабости и невежества.

В заключение хочется сказать, что исследуя творчество Мо Яня, можно прийти к забытой, но заложенной в нас, универсальной мудрости и истине – мудрости быть человеком и истине, позволяющей нам им оставаться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: