Традиционные ценности и идеалы Русской цивилизации

Нравится это кому-то или нет, но та система ценностей и то миропонимание, которые могут быть названы для России «общенациональными», исторически были сформулированы как «православные». Иначе и быть не могло – ведь на этапе становления Российской государственности именно Православная Церковь являлась для народа «главным идеологом». Именно на этом духовном фундаменте формировалась веками вся культура, этика и мораль государствообразующего Русского Народа, которые стали «культурообразующими» для всей сформировавшейся затем вокруг него из многих этносов и племён Русской цивилизации. Причём, заметим, что ценности эти (понимание «добра и зла», «правильного и неправильного») не противоречили радикально миропониманию и других влившихся в Россию народов и культур. На общих ценностях строилось более или менее общее миропонимание, общие идеалы, стремление к которым становилось общей целью. И именно в этом, а не в «силовом принуждении», была подлинная основа нашего единства.

Какие ценности имеются в виду? К числу таковых можно с полным основанием отнести, например, следующие:

  • Это ДУХОВНОСТЬ, т.е. первичность в человеческом сознании неких «высших» убеждений и принципов перед личным корыстным интересом, заставляющая человека поступать по совести, а не по выгоде.
  • Это СПРАВЕДЛИВОСТЬ – устройство межчеловеческих отношений «по правде» и неприятие всего, что ей противоречит.
  • Это ОТЕЧЕСТВО – наша Родина и её Народ (что в русском национальном сознании нераздельно), служить которым, каждый на своём месте, обязан каждый.
  • Это СВОБОДА (она же – ВОЛЯ) – право на нравственный выбор, на поступок в любой ситуации «по совести», который никто не вправе тебе запретить, но за который отвечаешь ты сам.
  • Это СОБОРНОСТЬ (общинность, коллективизм) – солидарное единство всего общества (а «общество» в русском языке – от слова «общий») на основе общего служения и общей судьбы – того, что по выражению Ивана Ильина «или у всех будет, или у всех не будет». Понятие Соборности тесно переплетено с понятием СЕМЬИ – общество, народ традиционно воспринимается Русской культурой как «расширенный вариант Семьи» (НА-РОД), у которой общие традиции, общие друзья и враги, общая судьба.

Эти (а также, возможно, некоторые другие) ценности относятся для нас к категории «фундаментальных», на которых строится всё остальное. Сегодня некоторые пытаются размыть само понятие «ценности», включив в него всё, что, в их понимании, имеет хоть какую-то ценность для человека. Как отличить «фундаментальную» ценность от «нефундаментальной»? Очень просто – за «фундаментальные» ценности человек готов, если надо, отдать жизнь…

Какое мировоззрение возникло на их основе? Упрощённо говоря, в повседневной жизни мировоззрение человека определяется его отношением к Богу (назовём так условно любые убеждения и принципы), к Обществу (Народу, Родине) и к другим людям.

«Человек – Бог» - то есть: какие мотивации для человека приоритетны - «высшие» (убеждения, принципы, честь, долг, любовь, патриотизм, сострадание и т.д.) или материальные (то, что называется «шкурным интересом»)?

«Человек- Общество» - то есть: что важнее – общественное благо (общая польза) или личная «успешность», пусть даже и достигнутая вопреки общему благу?

«Человек - другой человек» - то есть, кем является для тебя другой человек: «ближним» («другом, товарищем и братом»), достойным сострадания и помощи или конкурентом в борьбе за жирный кусок (карьеру, «успех»)?

Надо ли говорить, что мировоззрения, основанные на традиционных ценностях Русской цивилизации и на том, что предлагает в качестве ценностей современный Запад, ответы на эти вопросы – диаметрально противоположны?!

Какие идеалы предложила миру Русская цивилизация? Настоящая цель развития любого человеческого общества – не «кушать (потреблять, получать удовольствий) завтра больше, чем сегодня», а стремление приблизиться в своей реальной жизни к неким заявленным идеалам, показывающим «как должно быть».

Общественным идеалом Русской цивилизации являлась исторически «Святая Русь» - т.е. идеальное общество, построенное на заявленных выше ценностях и подходах – на правде, братском отношении к ближнему, справедливости, милосердии и т.д. Государственным идеалом может быть назван «Третий Рим» (в соответствии с известной идеологемой Филофея). Назначение его – быть защитной конструкцией, «скорлупой», под защитой которой можно было выстроить «Святую Русь», не позволив никому лишить нас этого права. То есть, речь идёт о мощной имперской государственности, патриотизм и служение которой считались долгом каждого. На протяжении всей своей истории, и даже во времена «атеистического» СССР (вспомним хотя бы переписанный со Священного Писания «моральный кодекс строителя коммунизма»!), Россия всегда стремилась в том или ином качестве реализовать идеал «Святой Руси». И только с начала 90-х он был отвергнут в принципе, как и право России на собственный путь.

Именно отказ от многовековых идеалов и целей развития стал первопричиной растаскивания общенародной собственности, перекосов в экономике, утраты смысла бытия у большинства Народа (включая даже немалое число людей преуспевающих), привёл к катастрофическому падению авторитета Власти. Страна стремительно утрачивает внутреннюю жизнеспособность и совершенно не может ни динамично развиваться, ни противостоять сколько-нибудь серьёзным внешним вызовам. Это необходимо быстро и решительно преодолеть, ибо итог может быть трагическим: уже завтра никто не позволит нам владеть ТАКИМИ ресурсами и территорией, которые на Западе давно и открыто провозглашаются «принадлежащими всему человечеству».

Таким образом, необходимую стране государственную идеологию не надо «изобретать». Она может и должна основываться на проверенных веками традиционных ценностях. Введение такой идеологии в качестве государственной даст стране общую для всех цель, которая позволит восстановить соборное единство общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: