Содержание. Тема 1. Предмет, структура и методологический инструментарий современной

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................3

ТЕМА 1. Предмет, структура и методологический инструментарий современной глобалистики........................................................................................7

ТЕМА 2. Глобальные проблемы современности: предпосылки и причины генезиса.......................................................................................................................25

ТЕМА 3. Общая структура, виды и динамика глобальных проблем современности.............................................................................................................54

ТЕМА 4. Сущностное измерение глобальных проблем современности...........................................................................................................144

ТЕМА 5. Глобализация, парадигмы современной экономики и новая конфигурация глобальных проблем....................................................................176

ТЕМА 6. «Новый мировой порядок» и социокультурные перспективы развития человечества............................................................................................212

ВЫВОДЫ...................................................................................................................239


[1] Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М.: Алгоритм, 2003. – С. 234.

[2] Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 7.

[3] Цит. по: Попов В.Д., Кьеза Дж. Россия и Европа в сумерках капитализма. – М.: Вече, 2009. – С. 26. (курсив – Джульетто Кьеза).

[4] Bell D. The cultural Contradictions of Capitalism. – L.: Heineman, 1976. – Р. 69 – 71.

[5] Глобальный кризис западной цивилизации и Россия/ Отв. ред. Г.В.Осипов. Изд. 2-е доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

[6] Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

[7] Речь идет о локальных или транслокальных вариантах взаимодействия обществ Востока и Запада. Например, в эпоху эллинизма (империя Александра Великого), средневековья (Византийская цивилизация, Генуэзская и Венецианская республики), великих географических открытий (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания и т.д.).

[8] Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римскому клубу. – М.: Прогресс, 1991. – С. 11.

[9] Наряду с Мальтусом в Китае в XVIII ст. действовал ученый Хун Лянцзи, который в подобном ключе осмыслил проблему демографического роста. – См.: Дукарев А.Д., Лукьянов А.В. Три путешествия по Китаю. – М.: Мол. гвардия, 1989. – С. 119 – 121.

[10] Малтус Т.Р. Дослідження закону народонаселення. – К.: Основи, 1998. – С. 85.

[11] Хотя часть из них носит ярко выраженный социальный характер.

[12] Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997. – С. 19 - 20.

[13] Напр.см.: Аттали Ж. Карл Маркс: Мировой дух. – М.: Мол. гвардия, 2008.

[14] Одной из формул этого закона является следующая: «как производство прибавочной стоимости есть определенная цель капиталистического производства, так и степень богатства измеряется не абсолютной величиной продукта, а относительной величиной прибавочного продукта» - Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1// Маркс К. Избранные сочинения в 9-ти т.– М.: Политиздат, 1987. – Т.7. – С. 217.

[15] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1// Маркс К. Избранные сочинения в 9-ти т. Т.7. – М.: Политиздат, 1987. – С. 346 - 468.

[16] Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма// Ленин В.И. Избранные произведения. Том 1. – М.: Политиздат, 1968. – С. 690, 738.

[17] Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 18.

[18] Подробнее проблемы цивилизационной геополитики мы затронем в последующих темах курса.

[19] Форрестер Дж. Мировая динамика. – М.: ООО Изд-во АСТ; СПб.: Terra fantastica, 2003. – С. 155 - 193.

[20] См.: Мидоуз Д.Х., Мидоуз Д.Л. и др. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба. – М.: МГУ, 1991.

[21] Подробнее об истории и деятельности «Римского клуба» см.: Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы/ Сост. Д.М.Гвишиани, А.И.Колчин, Е.В.Нетесова, А.А.Сейтов. – М.: УРСС, 1997.

[22] См.: Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л., Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. – М.: Academia, 2000.

[23] От англ. environment – окружающая обстановка. Данный термин используется как синоним всего комплекса проблем, связанных с окружающей человека природной средой.

[24] См.: Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. 1917 – 1993. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – С. 238 – 243.

[25] Там же, с. 243 – 247.

[26] Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь/ Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. – М. – СПб. – Н.-Й.: ИЦ «Елима»; ИД «Питер», 2006. – С.5 - 12.

[27] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление// Вернадский В.И. О науке.– Дубна: «Феникс», 1997. – Т. 1. – С. 433 - 438.

[28] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С. 40.

[29] Согласно расчетам российского ученого А.П.Федотова сейчас антропогенная нагрузка составляет 8,5 ТВт, где Т (тера) = 10[29]. См.: Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций.- 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 23.

[30] Федотов А.П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 21 – 28.

[31] Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. – М.: Весь мир, 2008. – С. 63.

[32] См.: Глобализация: Учебник/ Под общ. ред. В.А.Михайлова и В.С.Буянова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 51.

[33] Ниже, в своём месте мы остановимся на содержательной стороне этих моделей.

[34] Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

[35] См. напр.: Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С.188 – 202.

[36] Моисеев Н.Н. Мировоззрение современного рационализма. Введение в теорию самоорганизации// Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М.: Аграф, 1998. – С. 62 – 84.

[37] Напр., современный российский экономист М.Г.Делягин указывает: «хотим мы того или нет, но мы уже живём в этой, новой реальности, которая поддаётся познанию хуже, чем привычный и потому комфортный «старый мир», – в который, как обычно, уже никогда не будет возврата». – Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. – М.: Вече, 2008. – С. 15. Речь идет о затяжных общественных кризисах, связанных с демографией и энергетикой, «гуманитарных войнах», и, конечно же, о негативной экологической динамике.

[38] См.: Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Междунар. отношения, 1981. – С. 6 - 9

[39] Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – М.: Наука, 1997. – С. 132 – 154.

[40] Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М.: Знание, 1994. – С. 115 – 117. При этом российский автор настаивает на существовании т.н. частных проблем (дефицит пресной воды в мегаполисах, автомобильные «пробки» на их дорогах, техногенные катастрофы местного уровня и т.д.). Думается, что этот уровень можно считать излишним, поскольку указанный масштаб всегда скоординирован с локальными процессами жизнедеятельности человека.

[41] Степин В.С. Типы цивилизационного развития // Диалог культур в глобализирующемся мире. – М.: Наука, 2005. – С. 5 – 18.

[42] Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. – London: Heinemann, 1976. – Р. 146.

[43] Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. – М.: Изд. дом «Либроком», 2009. – С. 54 – 55.

[44] См.: Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 47 – 56.

[45] Іщук Т.І. Філософія історїї: Курс лекцій. Навчальний посібник. – К.: Либідь, 2004. – С. 33.

[46] Мак-Нил У. Восхождение Запада: История человеческого сообщества. – К.: Ника-Центр; М.: Скарлайт, 2004.

[47] См. напр. работу современного российского исследователя А.В.Баллаева, подчеркивающего роль глобальной проблематики в текстах Маркса: Баллаев А.Б. Читая Маркса. Историко-философские очерки. – М.: Праксис, 2004. – С. 237 – 245.

[48] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие// Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т. 4. – М.: Политиздат, 1986. – С. 138.

[49] Содержание спора об азиатском способе производства и соответствующей общественно-экономической формации как первой ступени развития истории можно уточнить в работе: Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. – М.: Старый сад, 1999. – С. 84 – 86.

[50] Европоцентризм - это такое видение и оценка истории, при котором основной магистралью, основной «осью» исторического творчества всех народов и цивилизаций является Запад и Европа в частности. При такой установке все политические, экономические и культурные плоды развития западной цивилизации считаются абсолютным эталоном для других акторов. Объективной основой европоцентризма можно считать политико-экономическую экспансию метрополий Европы Нового времени в социокультурные пространства неевропейских регионов, которая (экспансия) имела всестороннее идеолого-теоретическое обоснование. Об этом предмете см.: Саїд Е. Культура і імперіалізм. – К.: Критика, 2007.

[51] Для уяснения «ряда переворотов в способе производства и обмена» отсылаем читателя к первоисточнику: Маркс К. Манифест коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1985. – С. 142 - 153.

[52] Маркс К. Нищета философии// Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1985. – С. 60.

[53] Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – С. 331.

[54] Шумпетер Й.А. Капіталізм, соціалізм і демократія. – К.: Основи, 1995. – С. 81.

[55] Панарин А.С. Современные проблемы философии истории// Философия истории: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А.С.Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – С. 81.

[56] Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. – М.: Ком Книга, 2007.

[57] О том, что линейное мышление односторонне и несёт в себе неизбежность ложного итога, уже знали средневековые схоласты, от которых дошло выражение: «Дьявол – логик».

[58] Цивилизационные модели современности и их исторические корни/ Ю.Н.Пахомов, С.Б.Крымский, Ю.В.Павленко и др. Под ред. Ю.Н.Пахомова. – Киев: Наук. думка, 2002. – С. 8.

[59] Rostow W.W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. – Cambridge (MA): Cambridge university press, 1960.

[60] Согласно У.Ростоу, те общества, чья экономика может себе позволить пустить на накопления свыше 10 % национального дохода, тем самым «обгоняя» рост населения, считаются динамичными, т.е. способными к развитию.

[61] Валлерстайн И. Рождение и будущая кончина капиталистической миросистемы: концептуальная основа сравнительного анализа// Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб.: Изд-во «Университетская книга», 2001. – С. 19 – 62.

[62] В своем выступлении на «Форуме 2000: Тревоги и надежды на пороге нового тысячелетия» (Прага, 3 - 7 сентября 1997 г.) И.Валлерстайн заявил: «современная мир-система как система историческая вступила в стадию завершающего кризиса и вряд ли будет существовать через пятьдесят лет». – Валлерстайн И. Неопределенность и творчество// Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века. – М.: Логос, 2003. – С. 5.

[63] Wallerstein I. World – system analysis: The second phase. – Review Binghamton, 1990. – Vol. 13 - № 2. – Р. 287.

[64] Цивилизационный (социокультурный) код – это системная совокупность устойчивых культурно-генетических признаков таких сверхсложных обществ как цивилизации, позволяющий им осуществлять: а) выработку и реализацию уникальных проектов (программ) исторического бытия; б) обеспечение (регулирование, поддержание) интеграционных процессов; б) производство исторического целеполагания и «технологий» достижения цeлей; г) ответственность за достигнутые результаты и процедуру их коррекции.

[65] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб.: Изд-во СПб. университета; Глагол, 1995. – С. 92.

[66] Однако в современных теоретических разработках дано иное (неорганицистское) понимание общего цикла жизни цивилизаций. Напр., у Е.С.Ляпина артикулированы стадии: рождения, ранняя, стадия классики, модерн и декаданс. – Ляпин Е.С. Динамика цивилизаций – СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2007. – С. 157 – 477.

[67] Ещё А.Дж.Тойнби обратил внимание на то, что цивилизации могут гибнуть или «затормозить» своё движения (т.е. не пройти полный цикл развития) по причинам внутреннего и внешнего плана. Такова, например, участь скандинавской цивилизации и цивилизации турок-осман. – Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. Том 1. – К.: Основи, 1995. – С. 549 - 550. В современной цивилологии также отмечается прерывный характер развития цивилизаций. Так, Е.А.Ларин утверждает условную связь между доколумбовыми цивилизациями Америки (Майя, Ацтеками, Чибча-муисками, Инками, Арауканами и индейцами Северной Америки) и новой формой латиноамериканской цивилизации, которую её придали европейские колонизаторы. – Ларин Е.А. Латино-американская цивилизация. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 38 – 88, 89 – 159, 160 – 218.

[68] Хантонгтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 54 – 60.

[69] Утверждение Хантингтона о потенциальном характере африканской цивилизации нужно понимать в том смысле, что Африка представляет собой большой культурный конгломерат. В своё время бельгийский социолог и этнограф Ж.Маке продемонстрировал наличие на её территории около 850 обществ (!) со специфическими культурными комплексами. – Маке Ж. Цивилизация Африки южнее Сахары. – М.: Наука; главная редакция восточной литературы, 1974. – С. 12 – 13.

[70] Здесь позволим себе ссылку на работы В.Л.Цимбурского, в которых обрисована евразийская геополитическая ниша российской цивилизации. – Цимбурский В.Л. Остров Россия// Цимбурский В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 5 – 28. Он же. Земля за Великим Лимитрофом: от «России-Евразии к «России в Евразии»// Цимбурский В.Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. – М.: РОССПЭН, 2007. – С. 181 – 197.

[71] Подробнее см. уникальную тематическую хрестоматию: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост., ред. и вступ. ст. Б.С.Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

[72] Соколов С.В. Социальная философия. Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити –Дана, 2003. – С. 324 – 327.

[73] Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – С. 163 – 219.

[74] Седнев В.В. Цивилизационная модель современного Китая / В.В.Седнев // Цивилизационная структура современного мира. В 3-х т. – Киев: Наукова думка, 2008. – Т.3. Цивилизации Востока в условиях глобализации Книга II. Китайско-Дальневосточный цивилизационный мир и африканская цивилизационная общность. Глобальные трансформации и уроки для Украины. – С. 91 – 106.

[75] Уткин А.И. Подъем и падение Запада. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. – 506 – 508, 527 – 534.

[76] Кузык Б.Н., Яковец Ю.Н. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – Т.1: Теория и история цивилизаций. – С. 116 – 119.

[77] Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. – С. 47 – 49.

[78] Эти термины У.Мак-Нил использует для обозначения обширной территории Евразии, которая впоследствии (из-за колониальной экспансии западной цивилизации) приобретает новую форму, включив в себя Африку, Америку, Австралию.

[79] Мак-Нил У. Восхождение Запада: История человеческого сообщества. – К.: Ника-Центр; М.: Старклайт, 2004. – С. 736.

[80] В данном случае термин «модерн» употребляется в привязке к новому этапу в жизни западной цивилизации, т.е. к эпохе, начавшейся в XVI и завершившейся во второй половине ХХ ст.

[81] Ещё в XIX веке французский социальный психолог, политолог и философ Г.Лебон писал: «различные элементы: язык, учреждения, идеи, верования, искусство, литература, из которых образуется цивилизация, должны рассматриваться как внешнее проявление души создавших их народов». – Лебон Г. Психология народов// Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – С. 63.

[82] По мнению Ф.Броделя, на этом этапе Генуя, Венеция, Лиссабон и Амстердам были «городами-мирами». – Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII в.в. – М.: Прогресс, 1992. – Том 3. Время мира. – С. 21 – 24.

[83] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII в.в. – М.: Прогресс, 1986. – Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – С. 410 – 457.

[84] Мак-Нил У. Меняющийся образ мировой истории// Альманах «Время мира». – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2001. – Вып. 2. Структуры истории. – С. 32.

[85] Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в IX – XX веках. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2008. – С. 87 – 101, 101 – 124.

[86] Там же, с. 139.

[87] Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства. 990 – 1992 г.г. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2009. – С. 43 – 46.

[88] Бродель Ф. Динамика капитализма. – Смоленск: Полиграмма, 1993. – С. 52 – 80.

[89] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII в.в. – М.: Прогресс, 1988. – Том 2. Игры обмена. – С. 531 - 535.

[90] Хобсбаум Э. Век капитала. 1848 – 1875 г.г. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 69 – 97.

[91] Здесь уместно сослаться на капитальное исследование немецкого юриста К.Шмидта – «Номос земли», в котором показано, как «глобальное линейное мышление» народов Запада структурировало захваченные в Новом свете земли, а затем придало им правовой статус. Согласно К.Шмидту, этот процесс начался в 1492 году и продлился вплоть до ХХ столетия. На первом этапе были выделены «глобальные линии»: 1) для миссионерской деятельности сильнейших христианских государств в Новом свете; 2) т.н. «линии дружбы» между католическо-протестантскими странами; 3) западного полушария. Затем происходит структурирование самой западной цивилизации с выделением в ней имперских тел «великих держав» - Великобритании, Франции, Германии, США, Японии и России. Наконец, в ХХ веке пространственный порядок земли начинает регулироваться международным правом (Лига Наций, ООН), которое методично нарушают в 1-й и 2-й мировой войнах народами – представителями западной цивилизации и её союзниками. – См.: Шмидт К. Номос земли в праве народов jus publicum europaeum. – СПб.: Владимир Даль, 2008. – С. 73 – 164, 165 – 286, 287 – 476.

[92] По мнению Дж.Бернала научная революция осуществлялась в три этапа: 1) возрожденческий (1440 – 1540); 2) этап первой буржуазной революции (1540 – 1650); 3) период стабилизации и зрелости (1650 – 1690). – (Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1956. – С. 203 – 269). В свою очередь, промышленная революция вначале заявила о себе в период с 1760 по 1830 г.г., а именно в виде энергетической, аграрной, текстильной и революции материалов. Затем в период с 1830 по 1870 г.г. пришло время железных дорог, пароходов и телеграфа. – Там же, с. 288 – 309.

[93] Л.Мамфорд в своей знаменитой работе «Миф о машине» высказал гипотезу о «механизации Мамоны», т.е., о поддержке со стороны техники основных ценностей капитализма: Власти, Прибыли и Престижа. - Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. – М.: Логос, 2001. – C. 357 – 366.

[94] Вопрос об идейных основаниях советской цивилизации, которая – вследствие большевистской революции 1917 года – пришла на смену православной, аграрной стране-империи с монархической формой правления видится нам достаточно ясным. Вслед за А.Дж.Тойнби можно заметить, что марксизм – это и идеология западного происхождения, и «духовное оружие», при помощи которого СССР по-иродиански пытался одолеть Запад. – См.: Тойнби А.Дж. Мир и Запад// Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М.: «Прогресс – Культура»; СПб.: Ювента, 1995. – С. 160 – 161. Однако это оружие в известной мере послужило ослаблению социокультурного опыта православно-славянской (евразийской) цивилизации, умалению её самостоятельного цивилизационного проекта.

[95] Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина. – М.: РОССПЭН, 2009. – С. 339 – 343.

[96] Зиновьев А.А. Распутье// Зиновьев А.А. Несостоявшийся проект: Распутье. Русская трагедия. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – С. 121.

[97] Цит. по: Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. За что и с кем мы воевали. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 195.

[98] Согласно немецким ученым А.Гелену и Х.Шельски, человек создает социальные институты, которые «разгружают» его от бремени насущных проблем. При этом институты – это не только защитный панцирь, но, будучи срощены с ним, они выражают глубинные чаяния и надежны. Для знакомства с идеями А.Гелена отсылаю читателя к работе: Гелен А. О систематике антропологии// Проблема человека в западной философии: Переводы. – М.: Прогресс, 1988. – С. 152 – 201. В качестве краткого резюме этой теории хочу указать на «рынок», «демократические институты», «автономные университеты», «технику», «военные блоки» как презентативные институты в жизни западного человека.

[99] См.: Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – С. 95 – 128.

[100] В отличие от В.М.Лукашевича (см.: Лукашевич В.М. Глобалистика: Учебное пособие. – 3-е изд., переаб. и доп. – Львов: «Новий світ – 2000», 2006. – С. 80 - 82), мы полагаем, что в своей комбинации архетипы любой цивилизации – это не жесткая «замкнутая система», а система с относительно гибкими смысловыми контурами (элементами и связями). Прежде всего, это касается самого Запада.

[101] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М.: Мысль, 1993. – Т.1. Гештальт и действительность. – С. 338. (Курсив – О.Ш.).

[102] Там же, с. 522, 523. (Курсив – О.Ш.).

[103] Хантонгтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 173.

[104] Нативизм (от лат. natio, -onis – племя, народ, в т.ч. языческий) – чувство неприязни к иным народам.

[105] Фуко М. Наглядати й карати. Народження в’язниці. – К.: Основи, 1998.

[106] Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 94 – 123.

[107] Фуко М. Рождение клиники. – М.: «Смысл», 1998.

[108] Для корректности дальнейшего изложения вспомним, что под системой в современной науке принято понимать комплекс взаимодействующих элементов любого сложного объекта (Л. фон Берталанфи). На сегодняшний день системный подход стал универсальным, поскольку его принципы уже экстраполированы на естественные, социальные и технические объекты, как и на мир в целом.

[109] Уже А.Кинг и Б.Шнайдер (Кинг А., Шнайдер Б.. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба – М.: Прогресс, 1991) зафиксировали тот факт, что за прошедшие 20 лет после выхода доклада Д.Медоуза и его группы – «Пределы роста» (1972), причины глобальных проблем остались прежними. Вместе с тем, характер и масштаб проблем заметно изменился в сторону их расширения и усложнения.

[110] Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба – М.: Прогресс, 1991. – С. 16 – 17. Конечно, без внимания не остались проблемы деградации окружающей среды, рост потребности в энергии и «парниковый эффект», тенденция к созданию городов-гигантов, коллапс социализма, экономическая напряженность и культурные различия в триаде США – Япония – Европа, широкое распространение «эмоциональной» бедности, многочисленные проблемы информационного общества и общая проблема управляемости миром и его регионами.

[111] Ещё в 90-е американский ученый Э.Корниш сетовал на то, что «до сих пор не существует науки, занимающейся их (глобальных проблем) изучением». – Cornish E. Issues of the '90s. // The Futurist. - 1990. – Jan./ Fab. – P. 30. Сам Корниш выделил и описал группы проблем, связанных с международной безопасностью, уязвимостью современной экономики, ростом загрязнения окружающей среды, исчезновения ресурсов, народонаселением и бедностью, а также медицинскими дилеммами. – Там же, р. 31 – 36.

[112] Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – С. 53.

[113] Там же, с. 53 – 54.

[114] Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. – М.: Политиздат, 1982. – С. 95.

[115] Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М.Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2009.

[116] Додонов Р.А. Проблема типологизации и классификации цивилизаций// От локального к глобальному Граду. Монография. – Донецк: ДонНТУ, УНИТЕХ, 2008. – С. 54.

[117] Научный метод, который в общем виде выразил и обосновал уже Аристотель, в усовершенствованном виде к объектам естествознания применил Ф.Бэкон, а развил до универсальной процедуры (в том числе распространив его на объекты истории, политологии, этики и психологии) – Дж.Ст.Милль.

[118] Аббревиатура RAND составлена из слов английского языка – Research and Development (исследования и разработки развития).

[119] См.: Абелла А. Солдаты разума. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2009.

[120] Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. – Екатеринбург: «Деловая книга»; Бишкек: «Одиссей», 1997. – С. 243 – 281.

[121] См.: Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 74, табл. 11.1.

[122] Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России/ Под общ. ред. А.В.Возженикова. – М..: Изд-во РАГС, 2008. – С. 4 – 5.

[123] Цаплин В.С. Странная цивилизация. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – С. 353 – 376, 377 – 407.

[124] Научно-техническая революция и социальный прогресс. – М.: Политиздат, 1972; Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура. Философско-мировоззренческий анализ. – К.: Наукова думка, 1985; Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. – М.: Наука, 1987; Сичивица О.М. Моральная ответственность ученого и общественно-исторический процесс. – Донецк: ООО «Юго-Восток, ЛТД», 2003. – С. 156 – 237.

[125] Термин, который ввел в научный оборот американский социальный философ Дж.Нейсбит в 1982/ 1984 годах. Он же попытался описать этот процесс «основного направления движения», структурной перестройки Америки и всего мира на основе 10 критических направлений перестройки. Среди них переходы 1) от индустриального к информационному обществу; 2) от форсированной технологии к балансу высокой технологии и душевного комфорта; 3) от национальной экономики к мировой; 4) от краткосрочного к долгосрочному планированию; 5) от централизации к децентрализации; 6) от помощи со стороны институтов к самопомощи; 7) от представительной демократии к партисипативной; 8) от иерархий к сетевым структурам; 9) от Севера к Югу; 10) от «или - или» к множественному выбору. Подробнее см: Нейсбит Дж. Мегатренды. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2003.

[126] Там же, с. 9

[127] Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: Монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – С. 87 – 88.

[128] Хардт М., Негри А. Империя. – М.: Праксис, 2004. – С. 14.

[129] Сайко Э.В. Переход как фактор исторического развития // Цивилизации / Отв. ред. А.О.Чубарьян. – М.: Наука, 2008. – Вып. 8. Социокультурные процессы в переходные и кризисные эпохи. – С. 28 – 31.

[130] Устройство и «поведение» социальных систем чаще всего описывается редукционистски (от лат. reduction – понижение), т.е. с доминантой какой-либо одной из существенных черт в ущерб всем остальным. Вместе с тем, ни экономические (напр., закон спроса и предложения), ни политические (напр., законы Паркинсона), ни законы ментальной сферы (напр., архетипы коллективного бессознательного) взятые в качестве универсального ключа, не обеспечивают исчерпывающего объяснения/ понимания социальной реальности. Тем более, при их экстраполяции на иные сферы общественной жизни.

[131] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. – СПб.: Изд-во СПб. Университета; Изд-во «Глагол», 1995. – С. 400 и сл.

[132] Кизима В.В. Социум и бытие. – К.: ПАРАПАН, 2007. – С. 15.

[133] В данном случае мы опираемся на дифференциацию, предложенную российским философом К.С.Пигровым (см.: Пигров К.С. Социальная философия: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 100 - 185), но усиливаем её представлением о самостоятельности персоналистической интерпретации социума.

[134] Напр., в натуралистической модели З.Фрейда, – это бессознательное, проявляющееся в виде дуализма «Эроса» и «Танатоса»; в реалистической модели Н.Бердяева, – это безосновность (Ungrund), в отрицательной импостаси являющая себя как иррациональное начало, в положительной – предстающая как коммюнотарная любовь; в деятельностной, техницистской модели М.Мак-Люэна, – это эволюционирующие средства массовой коммуникации; в феноменологической модели А.Шютца, – это мир повседневности; в персоналистской модели Э.Мунье, - это уникальный и неотчуждаемый мир личности.

[135] Напр., в натуралистической модели Ш.Л.Монтескье, – это группа естественных факторов (климат, почва и состояние земной поверхности), закономерно определяющих форму и характер социальных процессов; в реалистической модели П.Тейяра де Шардена, – это сложное взаимодействие физической («тангенциальной») и духовной («радиальной») энергий внутри социума; в деятельностной модели К.Маркса, – это закон корреляции между социально-экономическим базисом и духовной надстройкой; в социально-феноменологической модели П.Бергера и Н.Лукмана, – это трудоемкая процедура социального конструирования реальности из повседневной жизни; в философско-антропологической концепции М.Шелера, – это экзистенциальная независимость человека от органического и последовательное идеирование всех аспектов жизни в целостность.

[136] Напр., в натуралистической модели А.Бергсона, – это élan vital («жизненный порыв»); в реалистической модели С.Франка, – это служение, солидарность и единство как моменты общественной жизни, необходимые для раскрытия божественного предназначения человека; в деятельностной концепции К.Маркса, – это освобождение человека, как носителя сущностных сил; в феноменологической модели А.Шютца, – это отсутствие единого, тем более раз и навсегда заданного основания, определяющего жизнь социума; в антропологической концепции Ж.-П.Сартра – это борьба живительной «аннигилирующей» силы индивида с мертвящей материей безликого множества.

[137] Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии/ Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 495 – 546.

[138] Здесь нельзя согласиться с российским исследователем В.Л.Шульцем, который считает, что «отдельные социальные действия подчиняются первичным законам, а совокупные рациональные социальные действия – вторичным». – Шульц В.М. Социальные изменения и общество. – М.: Наука, 2005. - С. 111. И в первый и второй аспекты – ковариационны, соотносительны, взаимообусловлены, поскольку целевые, ценностные, традиционные и аффективные компоненты социального действия могут выступать в замысловатых конфигурациях даже в таком, казалось бы, сверхрациональном обществе как США.

[139] Здесь сошлемся на непревзойденную в этом жанре работу русско-американского социолога П.А.Сорокина: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – С. 675 – 762.

[140] Наряду с классическим определением войны, данного прусским генералом К.Клаузевицем: «война есть ничто иное, как продолжение государственной политики иными средствами» (Клаузевиц К. О войне. – М.: Наука, 1994. – С. 27), в современной литературе в качестве устоявшегося даётся такое её определение: «война и вооруженный конфликт – это формы разрешения политических противоречий путем вооруженного насилия» (Политология. Краткий словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 40).

[141] При спецификации рассматриваемой проблемы войны нельзя согласиться с крайней позицией О.Шпенглера, в соответствии с которой история всех цивилизаций – это бесконечная череда войн, международных преступлений, совершаемых исключительно ради мирового господства. В этом вопросе скорее нужно опираться на конкретно-исторический подход, дающий более надежное знание об источнике, формах и характере интерсоциальных взаимодействий.

[142] Эту идею активно афиширует американский социолог О.Тоффлер. – Тоффлер О. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете ХХI века. – М.: АСТ; Транзиткнига, 2005.

[143] Здесь ещё раз сошлемся на работы представителей цивилизационной теории – А.Дж.Тойнби и С.Хантингтона. Первый, между прочим, выдвинул формулу межцивилизационных отношений: West and the rest (Запад и все остальные). – См.: Тойнби А.Дж. Мир и Запад// Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Культура»; СПб.: Ювента, 1995. – С. 155 – 194. Второй изменил эту формулу в сторону учета реальной расстановки сил в мире после распада СССР: West again the rest (Запад против всех остальных). - Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.

[144] Серебрянников В.В. Природа человека: источник войн или миролюбия? – М.: Научный мир, 2007. – С. 9.

[145] При этом общая сумма проведенных войн перевалила за отметку в 14 500. - Лейбин В.М. Традиционные и новейшие представления о войне и мире/ В.М.Лейбин // Лейбин В.М. Глобалистика, информатизация, системные исследования. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – Т. 1: Глобалистика. – С. 113.

[146] Тодд Э. После империи. PAX AMERICANA – начало конца. – М.: Междунар. отношения, 2004. – С. 18.

[147] Согласно версии экс-руководителя Российского бюро Интерпола – В.С.Овчинского, в Косово, провозгласившем свою «независимость» в 2008 году, были реализованы «теневые» проекты: исламистский, фашистский, мафиозный, террористический и военно-энергетический, оторвавшие этот исконно сербский край от Югославии отнюдь не правовым путём. – См.: Овчинский В.С. «Независимость» Косово в зеркале теневой политики: Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2008.

[148] На сегодняшний день существуют убедительные доказательства, опровергающие официальную версию администрации США о причинах крушения башен-близнецов Всемирного торгового центра, нападения на Пентагон и т.д. Пытливого читателя отсылаем к фильму «Расследование с нуля» (2007) и книге «ZERO» (русск. перевод: Кьеза Дж. ZERO. – М.: Изд. дом «Трибуна», 2008), возникших на основании независимого расследования международных экспертов под руководством Джульетта Кьеза.

[149] Здесь хотелось бы отослать читателя к весьма убедительной – в фактографическом плане – книге бельгийского журналиста М.Коллона: Коллон М. Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. – М.: Крымский мост-9Д; Форум, 2002.

[150] Гіденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – С. 420.

[151] Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут всё изменить / отв. ред. и рук. авт. кол. С.А.Караганов. – М.: АСТ; Русь-Олимп, 2008. – С. 117.

[152] Там же, с. 118.

[153] См.: https:// ru: wikipedia.org/ wiki/

[154] Традиционным субъектом ведения войны, со времен К.Клаузевица, считалось национальное государство. Однако, инфляция принципов Вестфальской системы (1648), произошедшая во время 1-й и 2-й мировыми, а также «холодной» войной, скорректировали это представление в пользу союзов государств и военных блоков. Сегодня можно вести речь о различных субъектах войны: от национальных государств и локальных цивилизаций – до транснациональных акторов и межгосударственных объединений.

[155] Дроздов А. Откуда дует НОРД-ВЕСТ?// Наш современник. – 2003. - № 5. – С. 273 – 273.

[156] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 1999. – С. 54.

[157] Еще недавно сторонники этого партнерства недвусмысленно декларировали: «Полная интеграция в Евроатлантические структуры безопасности – приоритет внешней политики Украины и её стратегическая цель». – Старжинский В.С., Старжинский С.В. Nort Atlantic Treaty Organization. Организация Североатлантического договора: история, структура, функции, цели и задачи: Учебное пособие. – Харьков: Бурун и К, 2008. – С. 97. Но достаточно слабая поддержка населения идеи вступления страны в Альянс, отсутствие реальной военной инфраструктуры, плюс вполне оправданная позиция России в вопросе расширения военного блока за счет территорий бывших республик СССР, торпедировали процесс ускоренного получения Украиной членства в НАТО.

[158] Північноатлантичний договір. Стаття 1 / Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 381.

[159] Там же, с. 382.

[160] ООН имеет собственные вооруженные силы, деятельность которых регламентирована Уставом ООН, а именно: их усилия направлены на поддержание или восстановление международного мира и безопасности в рамках системы коллективной безопасности. Так, ООН направляла свои вооруженные силы в Палестину (1948), Кипр (1964), Ливан (1978), Ирак (1991) и, после несанкционированной военной акции США и НАТО в 1999 – в Югославию.

[161] Довідник НАТО. – Брюссель: Відділ громадської дипломатії НАТО, 2006. – С. 321 – 349.

[162] Там же, с. 21 - 24.

[163] По данным Г.Ф.Воронцова число погибших военнослужащих в этой войне равно: а) Антанта – 5 413 000 чел.; б) Германия и её сателлиты – 4 029 000 чел.; прямые расходы на войну составили: а) для Антанты – 145 млн. дол; б) для центрального блока – 63 млн. дол. – См.: Воронцов Г.Ф. Военные коалиции и коалиции войны. – М.: Мысль, 1976. – С. 65.

[164] Уткин А.И. Россия над бездной (1918 г. – декабрь 1941 г.). – Смоленск: Русич, 2000. – С. 8.

[165] Кожинов В.В. Россия ХХ век (1939 – 1964). Опыт беспристрастного исследования. – М.: Алгоритм, 1999. – С. 118 – 129.

[166] В соответствии с «Меморандумом 121», содержание которого было рассекречено ЦРУ только в 1978 (!) году, действительная цель «второго фронта» состояла не в разгроме Германии, а в «недопущении» СССР в Центральную Германию и в Европу в целом. – Там же, с. 132.

[167] Главы которых, - У.Черчилль и Ф.Рузвельт 14 августа 1941 года обнародовали Атлантическую хартию об общих целях войны. В ней, между прочим, говорится об отсутствии «стремлений к территориальным или другим приобретениям». – Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. За что и с кем мы воевали. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – С. 158.

[168] Албания в 1962 году минимизировала своё участие в рамках договора, а 1968 году и вовсе покинула эту организацию.

[169] В ночь 21 августа 1968 года армейские соединения СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вошли на территорию Чехословакии для решения «чехословацкого вопроса», т.е. выхода ЧССР из «советского блока». В свою очередь США, Англия, Канада, Дания и Парагвай выступили с требованием вынести «чехословацкий вопрос» на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Но представители Венгрии, СССР и ЧССР проголосовали против такой постановки вопроса. Правда, перед тем как произошел раскол чехословацкого общества на просоциалистическую и прокапиталистическую ориентации, над его сознанием активно потрудились ЦРУ, «Радио свобода» и «Свободная Европа». – Кара-Мурза С.Г. Революции на экспорт. – М.: Изд-во Алгоритм, 2006. – С. 103 – 110.

[170] Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты// Ежегодник СИПРИ – 1996. Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М.: Наука, 1997. – С. 31 – 45.

[171] См. достаточно обстоятельную работу на эту тему: Мяло К.Г. Россия и последние войны ХХ века (1989 – 2000). К истории падения сверхдержавы. – М.: Вече, 2002.

[172] Шныпко А.С. Экономические войны: истоки, формы, цели, проблемы, перспективы. – К.: Генеза, 1997. – С. 51.

[173] Несколько забегая вперед, укажем на фундаментальную работу, посвященную проблеме контроля над государственными, финансово-экономическими, образовательными и иными институтами различных стран мира со стороны мощного мирового сообщества (правительства). – См.: Колеман Дж. Комитет 300. – М.: Алгоритм, 2009.

[174] Глобалізація і безпека розвитку: Монографія / Керівник авт. колективу і наук. ред. О.Г.Білорус. – К.: КНЕУ. 2001. – С. 417.

[175] Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. – М.: Институт социально-политических исследований, 2000. – С. 31 – 46, 265 – 294.

[176] Количество этих стран, по мнению экспертов, равно 20. - Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России/ Под общ. ред. А.В.Возженкова. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – С. 43.

[177] Видал Г. Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира: Очерки и эссе. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – С. 24.

[178] Сисе Х. Справедливая война? О военной мощи, этике и идеалах. – М.: Изд-во «Весь мир», 2007. – С. 27 – 37.

[179] Шапарь В.Б. Психология войн и конфликтов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 246 – 311.

[180] Мориц Ю. П. Одна война сменить другую// Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. – М.: Время, 2006. – С. 184.

[181] См. подробнее тематический сборник: Трактаты о вечном мире. – М.: Соцэкгиз, 1963.

[182] Нужно отметить, что после Нюрнбергского трибунала подобную акцию (суда над преступниками-человеконенавистниками) предпринял философ и общественный деятель Бертран Рассел. Он настоял на создании Международного общественного трибунала для обсуждения и оценки действий американской армии во Вьетнаме (1966). Впоследствии работа этого трибунала оказала серьезную помощь в деле прекращения военных действий.

[183] Кант И. К вечному миру// Трактаты о вечном мире. – М.: Соцэкгиз, 1963. – С. 165 - 166. Можно сказать, что при всей просвещенческой наивности трактат И.Канта «К вечному миру» (1795) есть наиболее взвешенный вариант организации мирных отношений между народами, учитывающий разнообразные мировые коллизии. Его тезис о мирном союзе государств как хранителе свободы и независимости каждого народа и одновременно защитнике всеобщего мира представляет собой эталон рассуждений на данную тему.

[184] Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного состояния мира и средствах к восстановлению родства// Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – С. 53 – 472.

[185] Швейцер А. Мир или атомная война// Швейцер А. Письма из Ламбарене. – Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1989. – С. 373.

[186] Мориц Ю. П. Нажиться на войне – святое дело// Мориц Ю. П. По закону – привет почтальону. М.: Время, 2006. – С. 512.

[187] См. напр., нашу совместную работу: Алієва О.Г., Муза Д.Є. Від „Вічного миру” – до глобальної війни? (До питання щодо історичного оптимізму І.Канта та його реальних меж)// Вісник Слов’янського державного педагогічного університету. Збірник наукових праць. Випуск 2. – Слов’янськ: СДПУ, 2006. – С. 64 – 72.

[188] Здесь читателя хочу призвать к тому, чтобы самостоятельно сопоставить количество и качество мероприятий типа военных салонов и акций борцов за мир.

[189] Хабермас Ю. Интервью о войне и мире// Хабермас Ю. Расколотый Запад. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 92.

[190] Мартин Г.-П., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. – М.: Идзд. Дом. «АЛЬПИНА», 2001. – С. 20.

[191] Хомски Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. – М.: Логос, 2003. – С. 263.

[192] Сенченко Н.И. Общество истребления – стратегическая перспектива «демократических» реформ. – К.: МАУП, 2004. – С. 176 – 198.

[193] Madisson A. Monitoring World Economy. 1820 – 1992. – Paris: OESD, 1992. Дальнейшие расчеты осуществлены секретариатом МВФ.

[194] Дергачев В.А. Глобалистика: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 162.

[195] Гэлбрейт Дж. К. Жизнь в наше время. Воспоминания. – М.: Прогресс, 1986. – С. 235.

[196] Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 99.

[197] Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. – М.: «Academia» - «Наука», 1999. – С. 154.

[198] Там же, с. 139.

[199] Подробнее см.: Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Исторический справочник/ Под общ. ред. А.Е.Тараса. – Мн.: Харвест, 1999.

[200] Так, в частности, строилась работа террористических групп в дореволюционной России. Вспомним убийство императора Александра II, великого князя Сергея Александровича и многих, многих других.

[201] Пряхин В.Ф. Как выжить? Новая идеология для человечества. – М.: Изд-во «Весь мир», 2008. – С. 34.

[202] Бурега В. Начала теорії терору: спроба концептуалізації// Схід. – 2005. - № 3 (69). – С. 70.

[203] Овчинский В.С. Пять лет «войны» с терроризмом и Новый мировой беспорядок. Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 11

[204] Не секрет, что дискуссии относительно мирного/ воинственного характера ислама – тема настоящего дня. На этот счет не существует единой точки зрения, поскольку сам ислам как мировая религия – крайне неоднородный и противоречивый феномен. – См.: Фредерик М. Денни. Ислам и мусульманская община// Религиозные традиции мира. В двух томах. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – Т.2. – С. 6 – 117.

[205] Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. – М.: Изд-во «Весь мир», 2006. – С. 46.

[206] Там же, с. 72.

[207] Соснин В.А. Психология современного терроризма: учебное пособие. – М.: Форум, 2010. – С. 147 – 148.

[208] Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – С. 319 – 321.

[209] Овчинский В.С. «Независимость» Косово в зеркале теневой политики: Аналитический доклад. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 14 – 18.

[210] Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. – С. 306.

[211] Здесь мы опускаем сюжет, посвященный процессу взаимодействия культурных систем или явлений, в результате которого каждая культура осознаёт и получает индивидуальность и неповторимость. Этот сюжет – предмет дальнейшего рассмотрения. Но здесь укажем на основной задел культурологии, который, как нам кажется, может быть выражен при помощи императива отказа от идеи конфронтации на культурной основе. Но этого мало, поскольку «диалог культур может охватить все темы, кроме мировоззренчески-ценностных оснований самих этих культур». – Гусейнов А.А. Как возможен диалог культур? // Диалог цивилизаций. Повестка дня. – М.: ИФ РАН, 2005. – С. 65 – 66. Значит дело в той глубинной структуре, которую мы ранее обозначили как цивилизационный (социокультурный) код, и к расшифровке которой – на примере конкретных цивилизаций, – мы обращались в предыдущей теме и далее будем обращаться неоднократно.

Кроме того, другая сюжетная линия, а именно, создание и наращивание глобального коммуникативного пространства, будет описана ниже. Здесь же речь идёт именно о полицивилизационной структуре и налаживании диалога в этом формате.

[212] Сайко Э.В. Проблемное поле диалога как феномена социального мира // Цивилизации/ Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2006. – Вып.7: Диалог культур и цивилизаций. – С. 31.

[213] Абулмагд А.К., Арипсе Л., Ашрави Х. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. – М.: Логос, 2002. – С. 117 – 121.

[214] В том числе, не везде в мире заработал такой, казалось бы, фундаментальный документ как Всеобщая декларация прав человека (1948).

[215] Абулмагд А.К., Арипсе Л., Ашрави Х. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. – М.: Логос, 2002. – С. 90 – 117.

[216] Серджиу Т. Сотрудничество цивилизаций за право на развитие// Діалог цивілізацій: нові принципи організації світу: Матер. Всесвіт. конф. – К.: МАУП, 2002. – С. 205. Этот вид права, считает инициатор нововведения, аналогичен «правам человека», вошедшим в мировую практику в 1948 году.

[217] Осипов Г.В., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций. – М.: ИНЭС, 2007. – С. 253 – 261.

[218] В т.ч., отмечается заметно возросшее значение фактора региональной и глобальной миграции. У этого фактора имеется питательная среда в виде: а) различия в режимах демографического воспроизводства; б) усиливающейся поляризации жизненного уровня, роста деприваций в отдельных странах; в) перенаселения экономически отсталых регионов мира; г) различия в степени занятости трудоспособного населения и росте безработицы. – Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М.Римашевская, В.Ф.Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2004. – С. 25 – 26. Кроме того, в современной глобалистике и демографии фиксируют действие фактора урбанизации. Сегодня, к примеру, в Мехико живет 24 млн. человек, в Сан-Пауло – 23, в Бомбее – 15. Вообще же урбанизация несет собой ряд локальных проблем типа плохих жилищных условий, водоснабжения, санитарного состояния, транспортно-логистических, психо-эмоциональных перегрузок и т.д.

[219] Капица С.П. Рост населения земли и предвидимое будущее цивилизации// Ноосфера. – 2002. - № 15. – С. 14 – 15.

[220] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 217 – 221.

[221] Там же.

[222] Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М.Римашевская, В.Ф.Галецкий, А.А.Овсянников и др. – М.: Наука, 2004. – С. 13.

[223] Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. Изд. 3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 208, 209.

[224] Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 99.

[225] Доклад национального разведывательного центра США «Контуры мирового будущего» (2020) // Россия и мир в 2020 году. – М.: Изд-во «Европа», 2005. – С. 71.

[226] Тоффлер О. Третья волна. – М.: ООО «Изд. фирма АСТ», 1999. – С. 341 – 343.

[227] Гідденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – С. 177.

[228] Там же, с. 183 – 192.

[229] См. исследование западных психологов: Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 343 – 511.

[230] Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – М.: Международные отношения, 2004. – С. 37 – 38.

[231] Медоуз Дон., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – С. 55 – 56.

[232] Дрейер О.К., Лось Б.В., Лось В.А. Глобальные проблемы и «третий мир» (Общемировые и региональные процессы развития). – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – С. 51 – 52.

[233] Тодд Э. Указ. соч., с. 38 (табл. 1).

[234] Куда идём? Беларусь, Россия, Украина / сост. С.Г.Кара-Мурза, С.Г.Мусиенко. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2009. – С. 49.

[235] Материалы разработок группы Матиаса Вакернагеля и Всемирного Фонда защиты природы доступны на сайте: www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.142033699.

[236] Botkin J., Elmandjra M., Malitza M. Limits of Learning: Bridging the Human Gap. – N.Y.: Harper & Row, 1979. – Р. 8.

[237] В 1870 году в Великобритании был принят Акт о всеобщем и обязательном образовании. – См.: Петров М.К. История европейской культурной традиции и её проблемы. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 608.

[238] Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 110.

[239] Там же, с. 111.

[240] В частности, такую нормативную идею (проводимую в США) можно встретить в работе известного американского экономиста П.Друкера. Друкер П. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. – М.: ООО «Изд.Дом «Вильямс», 2007. – С. 275 – 282.

[241] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С. 203.

[242] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. – С. 238.

[243] Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего// Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М.: Academia, 1999. – С. 348 – 350.

[244] Здесь хотелось бы обратить внимание на два любопытных примера, связанных с избыточным финансированием образования. В 1965 – 1968 гг. в Японии была выдвинута задача по воспитанию «творческих личностей», а в 1971 году правительство взяло курс на приоритетное развитие сферы информационных технологий. Последняя задача требовала подготовки 500 тыс. специалистов по ЭВМ, которая была решена к 1980 году, что и обеспечило лидерство страны в этой области. Другой пример – Тайвань, где, начиная с 50-х годов была развернута широкая программа развития высшего образования. При этом, значительная часть выпускников школ направлялась в ведущие университеты США и Канады, и это несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране. В 60 – 70-е показатель студентов на «душу населения» в Тайване был выше чем в Великобритании. Результат – сегодня Тайвань один из региональных экономических лидеров.

[245] Тангян С.А. Неолиберальная глобализация. Кризис капитализма или американизация планеты? – М.: Современная экономика и право, 2004. – С. 133.

[246] Напр., обучение М.В.Ломоносова в ряде европейских университетов не выглядело как отношения «покупателя» услуг и алчущих прибыли их «продавцов».

[247] Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. – М.: Академический проект, 2007.

[248] Что Г.Д.Гачев показал на примере эллинской, итальянской, французской, английской науки. – Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1993.

[249] См. мою статью: Муза Д.Е. Возможна ли оптимальная стратегия образования в глобальной игре цивилизаций? // Ноосфера і цивілізація. Випуск 8-9 (11). – Донецьк: ДонНТУ, 2010. – С. 143 – 152

[250] Начиная с XIX съезда КПСС (1952 год), доля лиц с высшим техническим образованием, входивших в партийный аппарат, т.е. центральный орган управления СССР, составлял 2/ 3 и более. – Крыштановская О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы. – М.: Наука, 1989. – С. 116.

[251] Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 170.

[252] Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Языки славянской культуры, 2000. – С. 102.

[253] Там же.

[254] World Population Policies 2007 // Population Division of the United Nations Department of Economic and Social Affairs. – N.Y.: UCN, 2007. – Р. 8.

[255] Расчетные показатели говорят о том, что государства мира тратят на борьбу со СПИД-ом до 1% ВВП. Продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных составляет 30 – 40 лет.

[256] Современные глобальные проблемы мировой политики: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. М.М.Лебедевой. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – С. 70.

[257] Тем не менее, около 40 % граждан США не имеет базовой медицинской страховки (!), хотя Барак Обама – в своих предвыборных обещаниях – делал ударение на доступности медицинского обслуживания.

[258] Которая, в своё время, опираясь на научные разработки, позволила обуздать ряд традиционных болезней, сопровождающих жизнь человечества.

[259] Ришар Ж.-П. На переломе: Двадцать глобальных проблем – двадцать лет на их решение. – М.: Ладомир, 2006. – С. 115 – 116.

[260] Один из столпов американской социологии и футурологии - О.Тоффлер недвусмысленно пишет в одной из своих последних книг: «Сегодня каждый человек, зайдя в Интернет, может найти и приобрести оборудование для диагностики чего угодно – от аллергии до СПИДа, от рака простаты до гепатита... Затрудненное дыхание? Можете купить ультразвуковой распылитель, спиртометр или даже спасительный прибор для вентиляции легких. Вы можете приобрести молоточек невропатолога или собственный педиатрический стетоскоп». – Тоффлер Э. Революционное богатство. – М.: АСТ: АСТ Москва: Профиздат, 2008. – С. 243. (курсив мой – Д.М.). Тем не менее, интересно, как на этот индивидуально-потребительский западный бред отреагируют жители Бангладеш или Габона?

[261] Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – С. 383 – 448, 449 – 494.

[262] Лазарев Ф.В. Современная цивилизация: ноосферно-антропологический проект// Человек и современная цивилизация. Сборник статей. – Симферополь: ДОЛЯ, 2008. – С. 39.

[263] Разумеется, под воздействием технологий – этой «главной силы толчка ускорения», знаний – этого «топлива прогресса», т.е. перманентной технологической революцией.

[264] Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997. – С. 5.

[265] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ОАО «ЛЮКС», 2004. – С. 18.

[266] В принципе, - пишет российский философ П.С.Гуревич, - под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи хомо сапиенс во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса». – Гуревич П.С. Философия человека. – М.: ИФ РАН, 1999. – Ч.1. – С. 60. (курсив мой – Д.М.).

[267] Эта Ассоциация насчитывает около 5000 членов, большая часть которых проживает в США и Европе.

[268] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002. – С. 93.

[269] Подробнее о перспективах разных видов человека см. аналитический материал: Буровский А.М. После человека // Чеснокова Т.Ю. Постчеловек. От неандертальца до киборга. – М.: Алгоритм, 2008. – С. 175 – 224.

[270] Упомянем в этой связи катастрофическую ситуацию с аллергией, генезис которой в большинстве случаев обусловлен сбоями в иммунной системе человека.

[271] В том числе, в области нанотехнологий, где также наблюдается революция по устранению человеческой телесности и замене её искусственной. – См.: Жоаким К., Плевер Л. Нанонауки. Невидимая революция. – М.: КоЛибри, 2009. – С. 190 – 195.

[272] Шелер М. Человек и история// Шелер М. Избранные произведения. – М.: Изд-во «Гнозис», 1994. – С. 70.

[273] Без святости и без духовности (лат).

[274] Цейхмистро полагает, что структура духовности включает в себя две составляющие: 1) вертикальную, т.е. отношение человека к абсолюту (Богу, Природе, Правде и Истине) или к великой тайне бытия; 2) горизонтальную, представленную отношением человека к человеку. Понятно, что «внутреннее соотношение этих двух составляющих в структуре духовности в её различных исторических этапах различно». – Цейхмистро И.З. Холистическая философия науки: Учебное пособие. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002. – С. 16.

[275] Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Изд-во «Рудомино», 2001. – С. 9 – 16.

[276] Чавчавадзе Н.З. Феномен бездуховности // О духовности. Сб. – Тбилиси: Мицниереба, 1991. – С. 24. (курсив мой – Д.М.).

[277] См. напр.: Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. шк., 2005.

[278] Доказательством чему может служить коллективное исследование ученых Института по изучению экономической культуры при Бостонском университете: Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире/ Под ред. П.Бергера и С.Хантингтона. – М.: Аспект Пресс, 2004.

[279] Гелд Д., Мак-Грю Е., Голдблатт Д., Перратон Дж. Глобальні трансформації. Політика, економіка, культура. – К.: Фенікс, 2003. – С. 401.

[280] Здесь термин «универсализация» (лат. universum) означает процесс, произошедший в культуре Запада в XV – XX ст., и имевший своей целью максимальный охват своим влиянием, формами, стилистикой всех культурно-географических ареалов мира. Благодаря этой универсализации мир и представляется целостным и относительно однородным (вспомним джинсы, the Beatles, coca-coly, компьютер, жевательную резинку, куклу Barby, день „святого” Валентина и т.д.).

[281] Культурология: учебник/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – СПб.: Высшее образование, 2008. – С. 407 – 408.

[282] Следует заметить, что американский культурантрополог Дж.П.Мёрдок выделил и описал более 50-ти культурных универсалий, присущих всем культурам. К ним относятся: язык, религия, система символов, труд и изготовление его орудий, сексуальные ограничения, гостеприимство, обычай дарить подарки, нательные украшения, танцы, спортивные состязания и т.д. И поскольку культура, по Мёрдоку, идеационна (англ. ideal – идеальный образ и action – действие), то она содержит инвариантные схемы поведения для определённого культурного ареала. – См.: Мёрдок Дж.П. Фундаментальные характеристики культуры// Антология ииследований культуры. Интерпретация культуры. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – С. 51 – 52.

[283] Лазарев Ф.В., Брюс А. Литтл. Вселенная культуры: стратегемы и ценности. – Симферополь: Сонат, 2005. – С. 38 – 41.

[284] Там же, 42 – 44.

[285] Не вдаваясь в масштабы и состояние проблемы во всём мире, обратим внимание на положение дел в России. По сведениям Ю.Болдырева, коррупция в современной России достигала 50 % ВВП. – Болдырев Ю. Энергосбережение в модернизируемой стране// Литературная газета. - № 31 (6286) 4 – 10 августа 2010 г. – С. 2.

[286] Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции в 1972 году и им стали обозначать тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. В свою очередь маргинальность – это не состояние автономии, а результат конфликта с общественными нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. – Фарж А. Маргиналы// 50/ 50: Опыт словаря нового мышления. – М.: Прогресс, 1989. – С. 143, 144. Если же следовать этимологии, то термин маргиналы соотнесен с личностями и группами, находящимися на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества структурных подразделений или господствующих культурных норм и традиций. – Рашковский Е. Маргиналы/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: