Паутинообразная модель описывает динамический процесс приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.
Паутинообразная модель обычно используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, где большой временной интервал, например между севом и сбором урожая, обусловливает запаздывание реакции предложения на изменение цены.
Как найти равновесие, если многочисленные производители, продавцы и покупатели действуют независимо друг от друга, руководствуясь главным образом своими интересами. Еще в конце XVIII в. А. Смит образно уподобил этот механизм «невидимой руке рынка», которая как бы незримо руководит действиями агентов опроса и предложения. Но ничего таинственного в этом механизме нет. Простейшее объяснение можно иллюстрировать рис. 5.3.
Допустим, что продавцы предлагают свой товар в количестве Q1, по цене Р1,, что соответствует точке В на кривой предложения S. Но по этой цене покупатели готовы купить только Q2 этого товара, что соответствует точке А на кривой спроса D. При этом останется непроданным Q1 — Q2 данного товара. Столкнувшись с такой ситуацией, продавцы могут поступить двояким образом — понизить цену или сократить предложение. Если они примут решение продать весь предложенный товар целиком, то цена упадет до Р2, при которой возможно продать все Q1,, но при попытке повторить продажу по цене Р2 продавцы в состоянии предложить только Q3~ намного меньше, чем в пером случае. Но за такое количество покупатели будут готовы заплатить более высокую цену P3 соответствующую точке Е на кривой спроса D. Цена Р3 ниже первоначальной цены Р1, но все же выше цены равновесия, так что часть товара Q4 — Q3 хотя и меньшая, чем в первом случае, опять-таки останется непроданной. Чтобы распродать товар полностью, понадобится снизить цену до Р4, что вызовет сокращение предложения до Q4, и так далее, пока и предложение, и спрос не уравновесятся при цене Р0.
Обратите внимание: на графике образовалось нечто вроде паутины, в связи с чем данная модель получила название «паутинообразной модели». «Модель паутины» отражает лишь частный случай из рыночной практики. Этот частный случай относится, например, к рынкам сельскохозяйственных товаров, где эластичность предложения по цене невелика из-за превратностей погоды. Если выдался урожайный год, то крестьянам (при отсутствии государственного регулирования) приходится сбывать всю свою продукцию по ценам намного ниже тех, на которые они рассчитывали. Если же они сокращают свою продукцию, ориентируясь на низкие цены предыдущего года, то цены резко возрастают при том, что предложение падает.
В тех случаях, когда объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванием, анализ стабильности равновесия существенно усложняется. Допустим, что объем спро зависит от уровня цен текущего периода, тогда как объем предложения — от уровня цен предыдущего периода:
Qd-F(P1) Q2=f(Pt-1) где t— определенный период времени (t = 0, 1,2,..., 7).
Это значит, что производители определяют в период t— 1 объем предложения следующего периода t, предполагая, что цены сохранятся на прежнем уровне.
Резкие колебания цен на сельскохозяйственные товары вызвали к жизни государственное регулирование сельскохозяйственных цен, закупок и посевов практически во всех промышленно развитых и во многих развивающихся странах.
Другой пример ориентации на цены — фондовая биржа. Предложение ценных бумаг на бирже действительно ориентируется преимущественно на курсы акций (текущие или прогнозные, фьючерсные), что и предопределяет их значительные колебания. При огромных объемах операций современных бирж решения о массовой покупке или сбросе акций часто доверяются компьютеру, который руководствуется почти исключительно установленными максимальными и минимальными порогами цен. Это временами приводит к неоправданно резким кризисным ситуациям. Значительные колебания свойственны и товарным биржам, причем не только тем, которые торгуют сельскохозяйственными това-|рами, но и сырьевыми. Это объясняется не столько колебаниями цен на продукцию, сколько приливами и отливами в спекулятивной активности, при которой сделки совершаются не с физическим товаром, а с целью уловить разницу в ценах.