МИЭ. №31. Общее экономическое равновесия и общественное благосостояние, Экономическая эффективность и социальная справедливость

Явл-ся ли состояние общего эк. равновесия, устанавливающееся в условиях совершен. конкуренции, наилучшим для общества при заданных предпочтениях членов общества и производственных возможностях? Ответ на этот вопрос предполагает знание ответа на другой: как измерять изменение благосостояние общества? Функция общественного благосостояния имеет вид W = min{ U 1, U 2,..., Ul }.

В соответствии с ней общественное благосостояние растет только в том случае, если оно повышается у самых бедных членов общества, а изменение благосостояния других не влияет на благосостояние общества. Некоторые рекомендуют в современ. эк-ке судить об изменении общественного благосостояния по тому, как меняется благосостояние «среднего класса».

В. Парето предложил критерий экономической эффективности, нейтральный к распределению благосостояния между индивидами. В соответствии с ним некоторое мероприятие повышает благосостояние общества, если в результате его осуществления повышается благосостояние хотя бы одного индивида без ухудшения благосостояния других. Если при некотором состоянии экономики никакие изменения в производстве и распределении не могут повысить благосостояние хотя бы одного субъекта, не снижая благосостояния других, то такое состояние называется Парето-эффективным. Возможны различные эффективные распределения, но явл-ся ли они справедливыми? Сущ-ют 3 основных подхода к потяни справедливости: классический либерализм (рыночный), утилитарный и эгалитарный.

Рыночный подход исходит из интересов личности. Т.к. не сущ-ет объективных методов опр-я того, что для индивида лучше, а что хуже, то каждый индивид сам в состоянии понять, что правильно и что ложно, опираясь на свои личные предпочтения. Равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов. Поэтому справедливость устанавл-ся самим рынком, а эффективность понимается в духе Парето-эффективности. Это означает, что рес-сы достались тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и, следовательно, наиболее рационально их использовать.

Утилитаризм полагает, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуал. полезностей всех членов. Поэтому справедливым считается распределение благ, максимизирующее суммарную полезность всех членов общ-ва.

Эгалитаризм исходит из посылки, что все члены общ-ва должны иметь не только равные возмодности, но и более или менее равные рез-ты. Поэтому справедливым явл-ся равное распред-ие благ м/д членами общ-ва в целом.

Особой разновидностью эгалитаризма явл-ся роулсианский подход, согласно которому справедливым считается распред-ие, максимизирующее полезность наименее обеспеченных членов общ-ва. От этого выигрывает общ-во в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: