double arrow

Понятие муниципальной собственности. Объект и субъект отношений. Состав

В Конституции РФ 1993г. и Гражданском Кодексе муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности.

Статья 215 ГК РФ определяет муниципальную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Особенностью муниципальной собственности является то, что она служит для удовлетворения общественных интересов и коллективных потребностей местного сообщества, то есть имеет социальное значение, является средством благоустройства, а также используется для извлечения дохода. Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

В состав муниципального имущества в соответствии с ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления, то есть определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:

1. решения вопросов местного значения;

2. осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3. обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений.

В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для этих целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Статья 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальное образование, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и представляют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, то есть как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Муниципальное имущество делится на две части. Одну часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Собственность муниципальных образований регламентирована ФЗ-131. Согласно статье 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят:

· средства местного бюджета;

· муниципальные внебюджетные фонды;

· имущество органов местного самоуправления;

· муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

· муниципальные предприятия и организации;

· муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

· муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

· муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

· другое движимое и недвижимое имущество.

Для памятников культуры, являющихся муниципальной собственностью, остро стоит проблема их сохранения, поскольку они полностью находятся на балансе местного бюджета. Если муниципалитет продает такой памятник культуры, то уже не может ограничить право распоряжения нового владельца таким объектом. Зачастую, такие памятники либо сносят, либо реставрируют не соответствующе их историческому виду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: