double arrow

Средства местных бюджетов. Местные бюджеты

Средства местного бюджета – это основной источник финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, и образуют местный бюджет, который, в свою очередь, предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Местный бюджет – это третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты выполняют следующие функции:

- формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;

- контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.

Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку из средств местных бюджетов осуществляется финансирование учреждений образования (школ, детских садов), здравоохранения (поликлиники, больницы), культуры (клубы, музеи, театры).

К местным бюджетам относятся: первый уровень – бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй уровень – бюджеты городских и сельских поселений.

 

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района, предназначенный для планирования и анализа бюджетных ресурсов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

 

+ +

Консолидированный бюджет муниципального района позволяет получить полное представление обо всех доходах или расходах муниципального района в целом и служит для аналитических и статистических целей. На практике консолидированный бюджет составляется с целью прогноза и анализа складывающихся бюджетных пропорций. В обязательном порядке он представляется в органы представительной власти в пакете документов, сопровождающих проект о бюджете, но в отличие от бюджета нормативно не утверждается.

Муниципальные образования обладают бюджетными полномочиями, под которыми понимаются установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Статья 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относит:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

- в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

- иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо выше перечисленных полномочий относятся:

- установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетного кодекса РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

- определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Например, деятельность по составлению и исполнению бюджета городского округа город Стерлитамак осущесьтвляет Территориальное финансовое управление Министерства финансов Респуьлики Башкортостан.

Бюджет муниципального района, городского округа составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов и городских округов.

 
 

 

Проект бюджета поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа поселения.

В случае, если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. В качестве примера можно привести Решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 18.12.2012 г. № 3-2/11з «О бюджете городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Правовыми актами о местных бюджетах утверждаются: основные характеристики бюджета муниципального образования: прогнозируемый общий объем доходов и расходов местного бюджета; нормативы поступлений доходов в местный бюджет; проценты отчислений в местный бюджет от муниципальных унитарных предприятий, созданных данным муниципальным образованием; перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования, перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования; размеры межбюджетных трансфертов, и др.

Местный бюджет как правовая категория имеет следующие признаки: во-первых, это общемуниципальный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия муниципальных расходов; во-вторых, это основной финансовый план муниципального образования, где указаны его доходы и расходы; в-третьих, наряду с местным бюджетом действуют и финансовые планы муниципальных предприятий, учреждений (балансы, сметы).

Итак, муниципальные бюджеты представляют собой особый, третий уровень иерархично построенной бюджетной системы, в чем и выражается их особенность: они максимально приближены к потребностям местного сообщества и вместе с тем жизненно важны для государства в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: