В связи с расширением для местных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема объединения этих средств. Один из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий — образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за счет следующих источников:
добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от аукционов;
штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;
штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;
штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Российской Федерации.
Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решениями исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.
Мобилизованные в такие фонды средства могут быть направлены на расходы, связанные:
со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;
с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;
с перерасходами установленных смет и нормативов.
Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.
Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует:
концентрации средств предприятий и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;
освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;
расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;
росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышению технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;
повышению уровня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению.
11.7. Территориальное сводное финансовое планирование
Необходимость решения крупных экономических, социальных и демографических задач требует комплексного подхода к подготовке плановых и проектных работ. Поэтому все шире в практику внедряется составление комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.
Одна из важных целей территориального комплексного планирования —разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территориях, по развитию социальной инфраструктуры.
Осуществление комплексных планов связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими планами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводногофинансового баланса.
В связи с этим возникает необходимость сведения различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволит иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы, будет способствовать активному содействию со стороны финансов выполнению задач, поставленных в плане комплексного развития.
Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Следует отметить, что такой территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный подход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и подоходного налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.
Сводный финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финансовых планов предприятий и др.), с его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, профсоюзных организаций, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
• Территориальный сводный финансовый баланс имеет следующую форму и состав показателей:
№ № п.п. | Год, пред- Текущий год/ Плани- шествующий оценка руемый отчетному/ год/ отчет прогноз |
1 2 3 4 5 | |
ДОХОДЫ 1. Прибыль 2. Налог на добавленную стоимость 3. Акцизы 4. Подоходный налог с физических лиц 5. Специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства 6. Налоги на имущество 7. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности 8. Ресурсные платежи 9. Местные налоги 10. Амортизационные отчисления 11. Средства для образования государственных внебюджетных фондов, всего в том числе: пенсионного фонда фонда социального страхования фонда страховой медицины фонда занятости населения дорожных фондов экономических фондов 12. Прочие налоги и доходы 13. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений И т о г о д о х о д о в Средства, выделяемые: 1. Из республиканского (федерального) бюджета в том числе: |
дотации и субвенции
средства Федерального
фонда финансовой
поддержки
средства Фонда
государственной
финансовой поддержки
завоза продукции
(товаров) в районы
Крайнего Севера и
приравненных к ним
местностей
2. Из государственных
внебюджетных фондов