Право государственной и муниципальной собственности

1. Понятие права государственной и муниципальной собственности. Юридическая природа норм о праве государственной собственности.

2. Субъекты права государственной и муниципальной собственности.

3. Объекты права государственной и муниципальной собственности.

4. Содержание права государственной и муниципальной собственности.

5. Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Понятие права государственной и муниципальной собственности. Юридическая природа норм о праве государственной собственности.

Право государственной и муниципальной собственности может рассматриваться в дух смыслах: объективном и субъективном. В объективном смысле – это совокупность правовых норм, которые регламентируют принадлежность материальных благ соответствующим субъектам, правомочия по владению, пользованию, распоряжению, основания возникновения прав государственной и муниципальной собственности, порядок их осуществления, прекращение права государственной и муниципальной собственности. В субъективном смысле право государственной и муниципальной собственности представляет собой совокупность полномочий по владению, пользованию и распоряжению, которые принадлежат субъектам права государственной и муниципальной собственности.

Подходы к юридической природе норм о праве государственной собственности:

1. Это нормы конституционного права, а ГК конкретизирует нормы Конституции РФ.

2. Этот нормативный массив носит комплексный характер, т. е. состоит из норм конституционного, гражданского, гражданско-процессуального права и т. д.

3. Дуализм норм о праве государственной и муниципальной собственности. Нормы, регламентирующие данный вид собственности, необходимо дифференцировать на два уровня: нормы конституционного права и нормы частноправовые (гражданско-правовые). Нормы о государственной и муниципальной собственности являются элементами конституционного строя. Нормы гражданского кодекса регулируют отношения государственной и муниципальной собственности, т. е. положения, где государство рассматривается как собственник.

4. Нормы ГК имеют правовую природу, а конституционные нормы лишь закрепляют положение дел.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности.

Применительно к праву государственной собственности необходимо отметить многоуровневый характер субъектов права государственной собственности. Это закреплено в Конституции РФ (ст. 71, 72) и в ГК (ст. 212, 214).

Субъекты государственной собственности.
Субъекты РФ (Республики, края, области, АО, Автономная область, города федерального значения). Российская Федерация

ФЗ «О некоммерческих организациях» - ст. 7.прим предусматривает, что переданное РФ имущество государственной корпорации является собственностью государственной корпорации.

Субъекты муниципальной собственности.

Субъекты муниципальной собственности: городские поселения, сельские поселения, иные (деревня, хутор).

Объекты права государственной и муниципальной собственности.

Под объектами права государственной и муниципальной собственности следует понимать имущество и иные материальные блага, которые закреплены за государством как субъектом права государственной собственности и которые вправе своей властью распоряжаться этими материальными благами.

Объектами права государственной и муниципальной собственности выступают объекты недвижимости и прежде всего это земельные участки. Эти объекты регулируются Земельным кодексом (ст. 16) и Гражданским кодексом (ст. 14). Земельные участки находятся в собственности РФ, субъектов РФ, а также муниципальных образований. Земельные участки не находящиеся в собственности физических, юридических лиц, муниципалитетов являются государственной собственностью (презумпция). Имеются противоречия между земельным и гражданским кодексами.

Согласно ЗК РФ презумпция права государственной собственности действует на земельные участки. ГК РФ не ограничивается земельными участками, а говорит также и природные ресурсы. Объектами права государственной и муниципальной собственности выступают животные и животный мир. Объектами права государственной и муниципальной собственности являются предприятия: ГУПы и МУПы (не как субъекты права, а как объекты права). Под предприятием как объектом права понимается совокупность имуществ (здание, сооружения земельные участки, движимое имущество, сырье, материалы, денежные средства, объекты интеллектуальной собственности).

Содержание права государственной и муниципальной собственности.

Под содержанием права государственной и муниципальной собственности следует понимать совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектами, закрепленными за государством или муниципальным образованием (право владения, пользования, распоряжения). Эти субъективные права находятся в рамках правоотношений, которые называются абсолютными (РФ и ее граждане). Для правоотношений государственной собственности характерны некоторые элементы властного характера. Вместе с тем, они характеризуются равенством.

Правомочия собственника – право владения, пользования и распоряжения. Они ограничены законом, правомочиями других собственников, следовательно, общее ограничение должно накладываться на право государственной и муниципальной собственности. Если все другие собственники приобретают только те объекты, которые предусмотрены законом, то в государственной собственности может быть любое имущество (есть объекты, которые вообще являются только государственной собственностью – военные предприятия, атомное оружие). Государство в отличие от всех других субъектов само принимает законы, устанавливает те или иные нормы, правила поведения, чего другие субъекты по общему правилу делать не могут.

1. Это сфера государственного права, поскольку исходные ключевые положения о государственной собственности закреплены в Конституции РФ (В. С. Якушев, М. И. Брагинский).

2. Нормы о государственной собственности – это гражданско-правовые нормы (Н. Д. Егоров).

3. Нормы о государственной собственности носят комплексный характер (разные отраслевые нормы).

Осуществление права государственной и муниципальной собственности и права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Государство, а равно и муниципальные образования осуществляют управление имуществом разными способами:

1. Государство (муниципальные управления) закрепляют соответствующее имущество за определенными субъектами.

2. Государство (муниципальные управления) не передает никому в управление имущество. Оно управляет им через соответствующие органы (министерства, ведомства, органы исполнительной власти), но непосредственно не закрепляет имущество за кем-либо.

Под правом хозяйственного ведения следует понимать совокупность правомочий по владению, пользованию и в определенной мере распоряжению имуществом, закрепленным за соответствующими субъектами. Особенности:

1. Право хозяйственного ведения носит зависимый (производный) характер от права собственности.

2. Право хозяйственного ведения по своему содержанию и структуре, похоже на право собственности, но все же меньше чем право собственности.

3. Правом хозяйственного ведения наделяется только определенный круг субъектов (ГУПы и МУПы).

4. Целевой характер использования имущества, закрепленного за субъектами права хозяйственного ведения.

5. Субъекты права хозяйственного ведения осуществляют свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению под контролем собственника (проверки раз в год).

6. Специфический характер ответственности субъектов хозяйственного ведения. Субъекты права хозяйственного ведения по общему правилу не отвечают за собственника (государство или муниципальное образование), равным образом и собственник не отвечает по обязательствам субъекта права хозяйственного ведения (ГУПы, МУПы). Они отвечают всем принадлежащим им имуществом (п. 5 ст. 113 ГК РФ).

7. Субъекты права хозяйственного ведения не в праве учреждать дочерние предприятия (абзац 5, п. 1, ст. 2 Закона «О предприятиях»).

8. Субъекты права хозяйственного ведения не в праве не только продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения имущество, но и не вправе недвижимость сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве складочного или уставного капитала без согласия собственника.

Право оперативного управления

1) В объективном смысле – совокупность гражданско-правовых норм, определяющих право владения и пользования имуществом закрепленным собственником за определенным кругом субъектов (субъектами права оперативного управления), а также основания возникновения права оперативного управления, порядок их осуществления, основания прекращения и т. д.

Право оперативного управления имеет некоторые свойства:

1. Так же как и право хозяйственного ведения носит производный (зависимый) характер от права собственности.

2. Специфическое содержание права оперативного управления: право владения и право пользования.

3. Содержание права оперативного управления меньше чем права хозяйственного ведения.

4. Специфический круг субъектов права оперативного управления.

· Казенные предприятия (государственные и муниципальные предприятия, создаваемые специально для выполнения государственных или муниципальных заказов).

· Финансируемые собственником учреждения.

Ø Государственные учреждения (РФ, субъектов РФ, т. е. государственные ВУЗы, школы, музыкальные школы) и частные учреждения (физических и юридических лиц – ООО).

Ø Бюджетные (финансируемые полностью или частично из бюджета) и автономные учреждения (больницы).

5. Субъекты права оперативного управления используют закрепленное за ними имущество в соответствии с целями деятельности, указанными в учредительных документах, а также в соответствии с назначением имущества и заданием собственника.

6. Субъектов права оперативного управления финансирует полностью или частично собственник.

7. Контроль за тем как используется закрепленное имущество за субъектами права оперативного управления осуществляет собственник (проверяется хозяйственная деятельность, использование денежных средств, имущества). Если субъект права оперативного управления не использует вообще или в значительной мере какое-либо имущество то собственник вправе изъять это имущество, либо изъять то имущество, которое используется не по его целевому назначению и передать его другим соответствующим субъектам права оперативного управления.

8. Законодательством предусмотрен специфический характер ответственности субъектов права оперативного управления. Например, казенные предприятия отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом, но не несут ответственности по обязательствам собственника имущества. Вместе с тем закон предусматривает возможную субсидиарную ответственность собственника имущества казенного предприятия (дополнительная ответственность). Если не достаточно имущества для погашения долгов перед кредиторами, то в этой недостающей части ответственность, может быть возложена на собственника имущества казенного предприятия, т. е. государство.

АНО (У) несет самостоятельную ответственность за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленным за автономным учреждением собственником или приобретенным на денежные средства выделенные собственником. В то же время собственник имущества АНО (У) не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Государственные и муниципальные учреждения отвечают по своим обязательствам, находящимся в их распоряжении денежными средствами. На иное имущество не может быть обращено взыскание. В случае если данные учреждения не могут погасить свои обязательства перед кредиторами, а денежных средств не хватает, возможно, привлечение собственников к субсидиарной ответственности по обязательствам таких учреждений. То же касается частного учреждения.

9. Специфический правовой режим имущества субъектов права оперативного управления. До 1995 года все имущество находилось на праве оперативного управления, но в части первой ГК (принят в 1994), была записана норма, что имущество на праве оперативного управления, а денежные средствами вправе распоряжаться самостоятельно. После 1995 года законодатель убрал формулировку распоряжения денежными средствами. АНО (У) – все имущество наделенное собственник находится на праве оперативного управления. А денежными средствами вправе распоряжаться самостоятельно. Иным имуществом также вправе распоряжаться самостоятельно.

Разные точки зрения: право оперативного управления, право собственности и особый правовой режим (ст. 120, 296 и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: