Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Первый состав Совета Федерации, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г.1
Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»2. Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Федерации совместным решением обеих палат определялся его представитель в Совет Федерации.
|
|
5 августа 2000 г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»1.
В соответствии с этим Законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) на срок его полномочий.
|
|
Решение высшего должностного лица субъекта Федерации о назначении представителем в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. Это решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Федерации;
- утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
- назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ1, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора.
В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»2.
Согласно этому Закону Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ.
Задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так же нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных и международных организациях.
Центральные органы исполнительной власти, Главы государства. В большинстве государств Глава страны возглавляет исполнительную власть. В конституционных монархиях главой государства считается монарх. Hа основе Конституции и в силу сложившихся традиций монарх обладает целым рядом прав в отношении парламент: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначение членов верховной палаты, утверждение и опубликования законов, считается верховным Главнокомандующим, представителем страны в международных отношениях. Фактически все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами. Hапример, в Японии импе- ратор по представлению парламента утверждает главу правительства, по представлению правительства - председателя и членов Верховного суда, подтверждает отставку членов правительства, все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты по совету на одобрение правительства и правительство несет за них ответственность.
|
|
А в государствах с республиканским правлением исполнительную власть возглавляет президент. В полномочия президента входит прием ино странных дипломатических представителей, назначение послов, ратификация международных договоров и соглашений, исполнение обязанностей верховно го Главнокомандующего вооруженными силами. В ряде стран в соответствии с Конституцией президент имеет право распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв, отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента.
В президентских республиках Глава государства обладает наиболее широкими властными полномочиями. Hапример, в США президент кроме уже названных полномочий имеет право назначать и смещать министров, а также всех высших гражданских и военных чиновников. Он издает указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.
В парламентских республиках роль президента скромнее. Являясь главой государства он, лишь формально представляет высшую исполнитель ную власть, так как реально ее исполняет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства. Акты президента не имеют юридической силы без подписи главы государства.
|
|