double arrow

Совет Федерации


Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной вла­сти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирова­ния Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Первый состав Совета Федерации, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержден­ным Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г.1

Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федера­ции осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равно­го и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому граж­данину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Россий­ской Федерации, достигший 21-летнего возраста.

5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Россий­ской Федерации»2. Согласно этому Закону в Совет Федерации вхо­дили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава за­конодательного (представительного) и глава исполнительного орга­нов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Федерации совместным решением обеих палат определялся его представитель в Совет Федерации.




5 августа 2000 г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Россий­ской Федерации»1.

В соответствии с этим Законом в Совет Федерации входят по двапредставителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одно­му от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) граж­данин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий пра­вом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Феде­рации избирается законодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъекта Федерации на срок полномочий это­го органа, а при формировании законодательного (представительно­го) органа субъекта Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Федерации) на срок его полномочий.



Решение высшего должностного лица субъекта Федерации о на­значении представителем в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государ­ственной власти субъекта Федерации. Это решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного предста­вителя в Совете Федерации от исполнительного органа государст­венной власти субъекта Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации от­носятся:

- утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

- утверждение указов Президента РФ о введении военно­го и чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности ис­пользования Вооруженных Сил Российской Федерации за предела­ми ее территории;

- назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда РФ1, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ;



- назначение на должность и освобождение от должно­сти Генерального прокурора.

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок дея­тельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»2.

Согласно этому Закону Счетная палата является постоянно дей­ствующим органом государственного финансового контроля, подот­четным Федеральному Собранию РФ.

Задачами Счетной палаты являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, струк­туре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так же нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполне­ние федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фон­дов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и ре­зультатах проводимых контрольных мероприятий.

Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных и междуна­родных организациях.

Центральные органы исполнительной власти, Главы государства. В большинстве государств Глава страны возглавляет исполнительную власть. В конституционных монархиях главой государства считается монарх. Hа основе Конституции и в силу сложившихся традиций монарх обладает целым рядом прав в отношении парламент: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначение членов верховной палаты, утверждение и опубликования законов, считается верховным Главнокомандующим, представителем страны в международных отношениях. Фактически все эти полномочия от его имени осуществляются правительством и его органами. Hапример, в Японии импе- ратор по представлению парламента утверждает главу правительства, по представлению правительства - председателя и членов Верховного суда, подтверждает отставку членов правительства, все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты по совету на одобрение правительства и правительство несет за них ответственность.

А в государствах с республиканским правлением исполнительную власть возглавляет президент. В полномочия президента входит прием ино странных дипломатических представителей, назначение послов, ратификация международных договоров и соглашений, исполнение обязанностей верховно го Главнокомандующего вооруженными силами. В ряде стран в соответствии с Конституцией президент имеет право распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв, отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В президентских республиках Глава государства обладает наиболее широкими властными полномочиями. Hапример, в США президент кроме уже названных полномочий имеет право назначать и смещать министров, а также всех высших гражданских и военных чиновников. Он издает указы, которые регулируют разнообразные стороны государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.

В парламентских республиках роль президента скромнее. Являясь главой государства он, лишь формально представляет высшую исполнитель ную власть, так как реально ее исполняет глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства. Акты президента не имеют юридической силы без подписи главы государства.







Сейчас читают про: