Современная земельная реформа и ее правовое обеспечение

Осуществление земельной реформы в РФ началось в 1990 г. Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем СССР и России и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г. Цель и суть земельной реформы заключались в перераспределении земель в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйства, формировании многоуровневой экономики, а также рационального использования и охраны земель.

Основным нормативным актом, регулирующим проведение земельной реформы, был Закон РСФСР «О земельной реформе», вступивший в силу с 1.01.1991 г. В Законе определялись этапы проведения земельной реформы. I этап – выявление потребности в земле граждан и ЮЛ и формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставки земельного налога и цены земли. II этап – осуществление передачи земли в частную собственность, а также переоформление права на ранее предоставленный ЗУ. Для выполнения этих мероприятий был установлен срок 2 года. Устанавливалась также ответственность за нарушение сроков, а именно: лица, не переоформившие право на землю в течение 2 лет, утрачивали его. В конце 1992 г. было выявлено, что сроки, установленные для проведения земельной реформы, не реальны. Причины невозможности их соблюдения заключались в отсутствии: 1) правовой базы, на основании которой должна была проводиться приватизация земель; 2) необходимого количества денежных средств. Впоследствии сроки продлевались, однако вновь были нарушены. В связи с тем, что закон утратил свою значимость в декабре 1993 года, он был признан не действующим.

В 1999 году Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999 – 2002 годы», в которой отмечались результаты, достигнутые в ходе проведения реформы, а также причины, не удовлетворительного её проведения: отсутствие четкой концепции её проведения, а также стройная система земельного законодательства; ненадлежащее финансирование её проведения; отсутствие необходимого числа специалистов, которыми могли быть выполнены все необходимые работы, связанные с переоформлением прав на ЗУ.

В программе назывались этапы завершения реформы: 1999 – 2000 годы – формирование земельного законодательства; 2001 – 2002 годы – проведение ресурсоемких мероприятий, направленных на проведение работ по рациональному использованию земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: