Предмет и метод земельного права

ОГЛАВЛЕНИЕ

Организация исполнительной власти в субъектах российской федерации.

Согласно статьям 11 и 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации является его администрация (правительство), руководит которой глава администрации.

Утвержденное Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 Положение о главе администрации устанавливает, что глава администрации, являясь высшим должностным лицом субъекта Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, если он не занял эту должность в результате выборов. Положением установлено равенство полномочий и равенство ответственности при реализации этих полномочий выборных и назначенных Президентом глав администраций: глава администрации входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723 определена компетенция правительства края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа:

оно разрабатывает и представляет на утверждение представительному органу бюджет и обеспечивает его исполнение;

распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности соответствующего субъекта Федерации;

осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности; принимает в пределах своей компетенции правовые акты;

осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента, решениями Правительства и правовыми актами представительных органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Вопросы разграничения компетенции представительных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе регламентированы Законом РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 об основах бюджетных прав: к ведению исполнительного органа власти относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований. К ведению представительного органа власти относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета о его исполнении. В расширение прав исполнительных органов государственной власти Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 установлено, что принимаемые после 1 января 1994 г. решения федеральных органов власти, приводящие к увеличению расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, носят рекомендательный характер. Реализация таких решений осуществляется по отдельным решениям правительств субъектов Федерации.

Одним из важнейших полномочий органов исполнительной власти является управление государственной собственностью. Еще постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 государственная собственность в России была разграничена на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. Было установлено, что, кроме управления собственностью, находящейся непосредственно в их ведении, органы государственной власти и управления субъектов участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности. Постановлениями Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 и от 11 октября 1994 г. N 1151 были урегулированы вопросы делегирования полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности: решения о создании и ликвидации федеральных предприятий подлежат согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых размещаются предприятия, по вопросам, требующим такого согласования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением СМ РФ от 27 мая 1993 г. N 492 конкретизированы полномочия органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности. На территориях субъектов лицензия выдается юридическим и физическим лицам органами территориально-отраслевого управления администраций. Этим же постановлением утвержден перечень видов деятельности (27 наименований), лицензируемой на территориях краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Порядок лицензирования отдельных видов деятельности разрабатывается и утверждается администрациями на основе изложенного в постановлении примерного порядка.

9.2. Роль “общин” и местного самоуправления.

Для государства характерно наличие более или менее четкого разделения - функционального и политического - между центральным и региональным аппаратом государственного управления. Растущая роль “общин” и местного самоуправления также оказывается важным фактором в практической реализации концепции демократии.

НТР в небывалой степени активизировала деятельность региональных и местных органов управления, выдвинув перед ними новые задачи, связанные с решением энергетических и транспортных проблем, политики землепользования, рационального использования территорий. Некоторые ученые связывают процессы усиления местного звена в демократическом управлении с появлением так называемого “производительного государства”, под которым понимается “вторжение государственного управления во все сферы социально-политической жизни страны с целью достижения наивысшей производительности и эффективности общественного производства”. В таком государстве аппарат управления максимально приближается к каждому индивиду через местную общину.

Вопромы по теме.

9.1. Что отражает наличие структурных подразделений в органе государственного управления?

9.2. Что понимается под функциональным разделением властей?

9.3. В государстве, построенном на принципах федерализма, более действенное требование обеспечивать …

9.4. Под территориальным разделением властей понимается расчленение государственной власти на ….

9.5. Чем определяется организационная структура местной администрации?

Литература:

Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление [учебник / И. А. Василенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. - 317 с. - Библиогр.: с. 311-314.

Глазунова, Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление [учебник / Н. И. Глазунова; ред. Ю. Л. Старостин; Гос. ун-т упр. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 560 с.

Государственное управление: основы теории и организации [в 2-х т. Т. 2 / ред. В. А. Козбаненко. - 2-е изд., с изм. и доп.. - М.: СТАТУТ, 2002. - 592 с.

Грицюк, Т. В. Система государственного и муниципального управления [учебник / Т. В. Грицюк. - М.: Изд-во РДЛ, 2004. - 592 с.

Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России [учеб. пособие / М. В. Ежов, Г. В. Ежова. - СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2004. - 240 с.

Кнорринг, В. И. Основы государственного и муниципального управления [учебник: рекомендовано УМО / В. И. Кнорринг. - 3-е изд., доп. - М.: Экзамен, 2006. - 477 с. -

Пикулькин, А. В. Система государственного управления [учебник: рекомендовано М-вом образования / А. В. Пикулькин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 543 с.

Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления [ учебное пособие / О. М. Рой; рец.: Л. Н. Панкова, В. В. Карпов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 367 с. -

Система государственного и муниципального управления [ учебник / ред. Г. В. Атаманчук. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: РАГС, 2007. - 488 с.

Скрипкин, Г. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления [ учеб. пособие / Г. Ф. Скрипкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 176 с.

Чиркин, В. Е. Государственное управление. Элементарный курс [Текст] / В. Е. Чиркин; Институт государства и права РАН, Академический правовой университет. - М.: Юристъ, 2002. - 320 с.

Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления [ учебник / В. Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.

Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. Т. 1 [Текст] / ред.: В. К. Егоров, И. Н. Барниц. - М.: РАГС, 2004. - 344 с.

Интернет-ресурсы:

· https://www.panorama.ru/works/foiv/ - федеральные органы исполнительной власти

· https://www.rg.ru/2005/01/25/reglament-fedorgany-dok.html - О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти

· https://www.prometeus.nsc.ru/biblio - Электронный библиографический указатель "Новая Россия" (Новосибирск).

· https://www.libertarium.ru - Библиотека экономической литературы

· Официальный сайт Правительства РФ - https://www.gov.ru

· Университетская информационная система Россия - https://www.cir.ru


[1]<лат. legitimus> аконность, принятие.

[2] См.: Конституция РФ, ст.12.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН........................................................................... 6

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................ 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР......................................................................... 16

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА........................................ 16

1.1. Понятие предмета регулирования земельного права.................. 16

1.2. Методы регулирования земельных отношений........................... 18

1.3. Принципы земельного права......................................................... 20

1.4. Земельные правоотношения........................................................ 25

1.5. Система земельного права............................................................ 27

1.6. Земельное право как учебная дисциплина................................... 28

1.7. Земельное право как наука............................................................ 29

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО

ПРАВОПОРЯДКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................ 29

2.1. Крестьянская реформа 1861 г.......................................................29

2.2. Столыпинские реформы земельного правопорядка России....... 33

2.3. Земельное законодательство советского периода....................... 35

2.4. Современная земельная реформа в Российской Федерации

и ее результаты............................................................................. 38

3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА................................................... 42

3.1. Понятие источников земельного права....................................... 42

3.2. Классификация источников земельного права............................. 44

4. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........................................................ 48

4.1. Земельная собственность как экономическая и правовая
категория........................................................................................ 48

4.2. Конституционно-признанные формы собственности на землю

в Российской Федерации............................................................... 49

4.3. Конституционные правомочия собственников земельных
участков.................................................................................................. 57

5. ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ - НЕ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЛИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАВ НЕ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЛИ................................................ 58

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ................................................. 68

6.1. Основания возникновения прав на землю.................................... 68

6.2. Документы о правах на земельные участки.................................. 70

6.3. Ограничение оборотоспособности земельных участков.............. 71

6.4. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся

в государственной или муниципальной собственности................ 74


Современная Гуманитарная Академия


6.5. Исполнительные органы государственной власти и органы
местного самоуправления, осуществляющие предоставление
земельных участков............................,........................................... 76

6.6. Порядок предоставления земельных участков для
строительства из земель, находящихся в государственной

или муниципальной собственности................................................ 78

6.7. Порядок предоставления гражданам земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной
собственности, для целей, не связанных со строительством,..... 84

6.8. Переход права на земельный участок при переходе права
собственности на здание, строение, сооружение.......................... 85

6.9. Особенности купли-продажи земельных участков..........,............ 89

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ,

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ ПРИ

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.................................... 90

8. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ......................... 93

8.1. Основания прекращения права собственности на земельный
участок..............................................................................................93

8.2. Основания прекращения права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком, права пожизненного
наследуемого владения земельным участком............................... 94

8.3. Основания прекращения аренды земельного участка.................. 95

8.4. Основания прекращения безвозмездного срочного
пользования земельным участком.................................................. 96

8.5. Основания прекращения сервитута............................................... 97

8.6. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
государственных или муниципальных нужд...................................97

9. полномочия государственных и муниципальных органов

российской федерации в области управления
'земельными ресурсами на современном этапе.........99

9.1. Общая характеристика полномочий государственных и
муниципальных органов Российской Федерации в области
земельных отношений..................................................................... 99

9.2. Система государственных и муниципальных органов
управления Российской Федерации в области земельных
отношений...................................................................................... 103

10. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ.......................................... 107

10.1. Правовые основы платности пользования землей в
Российской Федерации................................................................. 107

10.2. Правовые основы оценки земель.............................................. 109


11. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ..................................................................... 114

11.1. Правовая охрана земель........................................................... 114

11.2. Разрешение земельных споров.............................\._.............. 117

11.3. Юридическая ответственность за нарушение земельного
законодательства............................................,............................ 122

11.4. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного
производства и лесного хозяйства при изъятии;,земельных
участков для государственных или муниципальных нужд.......... 131

12. ПРАВОВЫЕОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.................................................................................. 134

13. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЕГО ВИДЫ................................................. 136

14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР...............................140

14.1. Правовые основы государственного земельного кадастра..... 140

14.2. Состав сведений и документов государственного
земельного кадастра..................................................................... 142

14.3. Ведение государственного земельного кадастра...................... 144

14.4. Порядок проведения государственного кадастрового

учета земельных участков.......................,................................... 145

14.5. Кадастровое деление территории Российской Федерации..... 146

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ................................... 148

ТРЕНИНГУМЕНИЙ................................................................................ 149

ГЛОССАРИЙ*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: