Екатерина Николаевна Ищук
заместитель директора по основной деятельности
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г.о. Тольятти
«Тольяттинская библиотечная корпорация»
ИГРОВЫЕ ФОРМАТЫ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ МБУК «ТБК»
Игра — «деятельность, которая осуществляется по добровольно принятым правилам в условных ситуациях, задаваемых в символической форме в ограниченном времени и пространстве» (Большая российская энциклопедия)
Использование игровых форматов в культурно-просветительской деятельности, направленной на работу с молодёжной аудиторией, имеет ряд несомненных преимуществ:
1) включение участников в игровой процесс и соперничество между игроками способствует появлению у них мотивации к получению новых знаний — как следствие, возрастает их обучаемость;
2) участники игровой деятельности получают «функциональное удовольствие» (по терминологии К. Бюлера[1]) от повторения одних и тех же действий, заданных правилами игры;
|
|
3) в процессе игры происходит социализация индивида и удовлетворение потребности реализовать себя в той или иной роли, которая не актуализирована в обычной жизни.
Юношеская библиотека МБУК «ТБК» разработала и внедрила в свою работу несколько типов игр: электронная игра, игра по типу телевизионной передачи (в том числе электронная), настольная игра, квест, игра-анкета, акция-игра. Рассмотрим каждую их этих игр подробнее.
Электронные игры.
Видеовикторина – это тип викторины, вопросы которой произносятся ведущим после просмотра небольшого видеоролика. Опыт проведения такой игры был приобретён в рамках реализации проекта «Книжкины юбилеи» (создание рукописных книг, поддержан ГБФ «Фонд Тольятти») - видеовикторина по творчеству братьев Гримм и Э. Гофмана была проведена для подростков (50 чел.) из социально-незащищённых семей (воспитанники школы-интерната № 3, городских центров социальной помощи). Успех имела и видеовикторина по творчеству Н. Носова, проведена для ребят «Городского центра социальной помощи семье и детям г.о. Тольятти». Лекция «Песнь песней А. Куприна» по повести писателя «Суламифь» была востребована среди старшеклассников школы № 20 г. Тольятти и также представляла собой просмотр видеофрагментов с обсуждением произведения классика. При создании видеовикторины можно использовать программы MovieMaker (стандартная программа Windows), PremierPro (версия SC3) и другие, имеющие функцию «нарезки» видеофайлов. Видеовикторина может быть создана на любую тематику, особенно эффективна при продвижении художественной литературы.
|
|
Использование гиперссылок программы Microsoft PowerPoint даёт ещё большие возможности для создания разнообразных электронных игр. Во-первых, это викторина с несколькими вариантами ответов, где участники могут воспользоваться несколькими попытками для ответа. Целый ряд подобных игр (наряду с виртуальными литературными путешествиями, книжными инсталляции и виртуальными выставками) был создан библиотекарями и читателями в рамках фестиваля книг «BookFest» (проект «Продвижение чтения в современном формате», поддержан ГБФ «Фонд Тольятти» благотворительной программой «Фамильный фонд Елены Казымовой»). Например, в юношеской библиотеке разработали и показали игру ко Дню государственного флага, библиотека «Надежда» - игры по произведениям русской классики, по басням Крылова, по русским народным сказкам и сказкам К. Чуковского, учащиеся школы № 20 создали игру по творчеству А. Грина и т.д. Всего в данном формате создано и проведено 15 игр.
Гиперссылки были использованы и для создания электронной игры по типу «Вставь пропущенное слово», приуроченной к 200-летию Победы в Бородинском сражении, где участники игры в центральной библиотеке должны были вспомнить текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». В библиотеке «Патриот» создана в данной форме игра по произведению А. Пушкина «Руслан и Людмила», в библиотеке «Фортуна» № 10 — игры по стихотворению В. Маяковского «Кем быть?» и по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».