Государственный мониторинг земель выделяют, как одно из средств информационного обеспечения государственного регулирования земельных отношений. Мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей среды. Его объектами являются все земли в Российской Федерации.
В соответствии с ЗК РФ, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного постановлением Правительства РФ, его задачами являются:
• своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
• информационное обеспечение государственного земельного контроля использования и охраны земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
• обеспечение граждан информацией о состоянии земель.
|
|
В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
Государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ).
Выделяют следующие виды мониторинга:
• федеральный мониторинг, охватывает всю территорию Российской Федерации;
• региональный мониторинг, охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;
• локальный мониторинг, ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур, ландшафтно-экологических комплексов.
Мониторинг осуществляется во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основе следующих принципов:
• достоверность и точность данных, их соответствие фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;
• единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель, его экономичность и эффективность;
• взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных, централизованное руководство по единой методике в масштабе России;
|
|
• наглядность и доступность сведений.
Государственный мониторинг земель включает в себя:
1) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
2) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
3) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Получение информации при осуществлении мониторинга может проводиться с использованием:
• дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
• сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;
• наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
• соответствующих фондов данных.
Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
1) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
2) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);
3) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).
Надлежащее развитие законодательства об осуществлении государственного мониторинга земель должно определять порядок проведения земельного мониторинга на всей территории РФ в современных условиях, совместно с другими федеральными, региональными и локальными программами мониторинга окружающей среды, что по нашему мнению, будет способствовать реализации обеспечения экологического равновесия, предотвращению крупномасштабных экологических катастроф и ликвидации их последствий.