Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель выделяют, как одно из средств информационного обеспечения государственного регулирования земельных отношений. Мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей среды. Его объектами являются все земли в Российской Федерации.

В соответствии с ЗК РФ, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного постановлением Правительства РФ, его задачами являются:

• своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

• информационное обеспечение государственного земельного контроля использования и охраны земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

• обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ).

Выделяют следующие виды мониторинга:

• федеральный мониторинг, охватывает всю территорию Российской Федерации; 

• региональный мониторинг, охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

• локальный мониторинг, ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур, ландшафтно-экологических комплексов.

Мониторинг осуществляется во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основе следующих принципов:

• достоверность и точность данных, их соответствие фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

• единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель, его экономичность и эффективность;

• взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных, централизованное руководство по единой методике в масштабе России;

• наглядность и доступность сведений.

Государственный мониторинг земель включает в себя:

1) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

2) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

3) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Получение информации при осуществлении мониторинга может проводиться с использованием:

• дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов); 

• сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

• наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

• соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

1) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

2) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);

3) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Надлежащее развитие законодательства об осуществлении государственного мониторинга земель должно определять порядок проведения земельного мониторинга на всей территории РФ в современных условиях, совместно с другими федеральными, региональными и локальными программами мониторинга окружающей среды, что по нашему мнению, будет способствовать реализации обеспечения экологического равновесия, предотвращению крупномасштабных экологических катастроф и ликвидации их последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: