Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Пространственная память




Как и моторная, пространственная память может быть рассмотрена вка-
честве отдельного модуля, включающего два компонента: знание о соот-
носительном порядке между объектами и знание об их абсолютном распо-
ложении.


Функциональный подход в исследованиях памяти

Наиболее отчетливо взаимозависимость абсолютных и соотносительных
компонентов пространственной памяти проявляется в ситуациях про-
странственной ориентации. Проведено огромное число исследований,
имеющих примерно единую схему: испытуемому предлагается реальное
расположение объектов или карта местности и требуется по памяти вос-
становить пространственную организацию объектов (регистрируется вре-
мя и точность выполнения задания).

В 1935 г. Н.Ф. Шемякин [Шемякин, 1959] выявил два вида простран-
ственных репрезентаций: карты-пути (в которых сохраняются топологи-
ческие свойства пространства) и карты-обозрения (в которых сохраняют-
ся метрические свойства). Автор показал, что в ходе онтогенеза сначала
осваиваются карты-пути, а потом — карты-обозрения. В ходе многочис-
ленных экспериментов (см. обзор в [Hermann et al., 1995)) было проде-
монстрировано, что по мере приобретения опыта происходит постепен-
ный переход от карты-пути к карте-обозрению.

До настоящего времени нет единодушия по вопросу о том, в какой фор-
ме хранится пространственная информация. Например, Косслин (1973 г.)
на основании проведенных экспериментов высказал предположение, что
при запоминании пространственной информации формируется образ, в
котором сохраняются метрические свойства — евклидовы расстояния —
реального пространства. Испытуемым предлагали для ознакомления кар-
ту острова, а затем просили «по памяти» оценить расстояния между соот-
ветствующими пунктами. Была получена жесткая взаимозависимость меж-
ду временем «припоминания» того, где находится один пункт относительно
второго, и реальным расстоянием между этими пунктами.

М. Дени [Denis, 1991] провел эксперименты, в которых сравнивались
когнитивные карты, формирующиеся у испытуемого после прочтения фра-
зы (описывающей расположение отдельных точек) и после перцептивно-
го ознакомления с картой. Было показано, во-первых, что продолжитель-
ность прочтения была намного больше в том случае, если в ней наруша-
лась континуальность описания элементов (которые находились рядом);
во-вторых, что когнитивные карты, формирующиеся в результате прочте-
ния и перцептивного опыта имели структурное сходство.

Макнамара с соавторами (цит. по: [Herrmann, et al., 1995]) дополняет ги-
потезу евклидовых расстояний гипотезой дистанции-пути. Исследования
показали, что на оценку расстояния между населенными пунктами, изоб-
раженными на карте, влияют не только евклидово расстояние между пун-
ктами, но и тот факт, что данные пункты расположены (или нет) вдоль до-
роги, соединяющей их. М. Вагенер-Вендер и К. Вендлер [Wagener-Wender,
Wendler, 1992] также проводили эксперименты, направленные на иссле-
дования того, как запоминаются расстояния между отдельными пунктами
(на карте города). Испытуемым, после того как они выучили карту города
поочередно в случайном порядке предъявлялись названия пунктов и они
должны были назвать соседние. Использовалось две процедуры научения:
симультанная (когда видна вся карта) и сукцессивная (моделирующая про-
хождение маршрута). По результатам точности и скорости ответов авторы




Ш7


Глава 5. Память

делают вывод, что испытуемые, изучавшие карту сукцессивно, обнаружи-
вали тенденцию «преуменьшать расстояния вдоль дороги», т.е. «скользят»
между двумя пунктами, лежащими на одном пути.

Херрманн [Herrmann et al., 1995] предлагает еще одну гипотезу, кото-
рая называется гипотезой направления. Согласно этой гипотезе, на оценку
расстояния между двумя пунктами влияет (помимо евклидова расстояния
и пути) очередность, в которой эти пункты заучивались: сначала А, потом
В, или сначала В, потом А. Экспериментальным материалом служила кар-
та города, в котором находится 12 пунктов. В обучающей серии испытуе-
мые заучивали эти пункты как карту пути (как прохождение по дороге, име-
ющей форму либо спирали, либо буквы S). В контрольной серии испытуе-
мым предъявляли названия отдельных пунктов, и они должны были назвать
соседние и указать их положение на карте. Показано, что скорость оценки
месторасположения тестового пункта (А) после предъявления стимульного
пункта (В) зависит оттого, в какой последовательности эти пункты предъяв-
лялись в обучающей серии. Показано, что оценка расстояния между двумя
пунктами (лежащими на одном пути) не является симметричной и зависит
от направления движения: «вперед» (А —» В) или «назад» (В —> А).



Парадигма запечатления

Парадигма запечатления широко используется в современной экспери-
ментальной психологии. Под запечатлением понимают облегчающее (или
мешающее) воздействие, которое оказывает запечатляющий стимул
(prime) на последующую переработку тестового стимула. Эти формы за-
печатления получили название положительного или отрицательного. В
качестве критериев эффекта запечатления используются изменения в ла-
тентном времени ответа или изменение стратегии выполнения тестового
задания. Сам процесс запечатления интерпретируется как косвенный
индикатор того, как происходит переработка информации и какова
структура знаний, хранящихся в памяти. Известно несколько видов за-
печатления в зависимости от того, к какому уровню адресована запечат-
ляющая задача. Выделяют фонологическое, лексическое и семантическое за-
печатление.

Так, при фонологическом запечатлении переработка одних слов облегча-
ет называние и произнесение других, близких по звучанию. При лексичес-
ком запечатлении
происходит иррадиация облегчающего влияния на сло-
ва, лексически близкие: скажем, принадлежащие к одним грамматическим
формам. Семантическое запечатление выражается в факте влияния семан-
тического контекста на переработку информации, близкой по смыслу. При
работе с вербальным материалом эффект семантического запечатления
проявляется при выполнении следующих тестовых задач: идентификация
слов, свободные ассоциации, узнавание слов, завершение слов по фраг-
менту. На образном материале эффект запечатления обнаружен при вы-
полнении задач визуализации («представьте себе...»), подбора визуально-
го примера к вербальному высказыванию, идентификации изображений,


Функциональный подход в исследованиях памяти

классификации объектов и др. Ниже мы приведем только некоторые дан-
ные касательно эффекта запечатления.

Викенс (цит. по [Солсо, 1996]) выявил феномен, получивший название
освобождение от проективного торможения. В нескольких сериях экспери-
ментов он предъявлял испытуемым триграммы слов, принадлежащих к од-
ной семантической категории, с последующей интерферирующей задачей.
Обычно наблюдаемый эффект интерференции (снижение продуктивнос-
ти запоминания слов) исчезал в том случае, если в очередной серии экс-
периментов использовалась триграмма, принадлежащая к другой семанти-
ческой категории.

Айрих показал, что релевантный контекст способствует идентификации
слов, предъявляемых тахистоскопически.

В экспериментах Беллезы и Дея [Bellezza, Day, 1986] был выявлен факт
семантического воздействия контекста на ошибочное опознание псевдо-
слов как слов, относящихся к данном контексту. В многочисленных экс-
периментах подтверждается тот факт, что семантическое запечатление
имеет интермодальный характер. Например, после запечатления слов об-
легчаются визуализация соответствующих объектов и их узнавание, а так-
же когнитивная переработка тех же слов на другом языке у билингвов. Если
запечатление осуществлялось на перцептивном материале, то наблюдает-
ся иррадиация семантического влияния как на вербальный, так и на иной
перцептивный материал.

Сила эффекта запечатления имеет временную динамику. По данным
Ратклиффа, эффект запечатления достигает своего максимума по крайней
мере через 200 мс.

В работе Сломана [Sloman et al., 1988] приводятся данные о том, что сила
эффекта запечатления уменьшается как функция времени (переломными
точками являются первые несколько минут и одна неделя). Однако авто-
ры обнаружили влияние эффекта запечатления в задаче опознания слова
по пропущенным буквам через 16 мес. Для порождения эффекта запечат-
ления необходимо, чтобы переработка запечатляющего стимула была дос-
таточно глубокой.

В ходе экспериментов Снодграсса [Snodgrass, Feenan, 1990] испытуемым
предлагали в качестве запечатляющего материала рисунки объектов (теле-
фон, верблюд, велосипед), которые отличались по 8 уровням прорисован-
ности. В тестовой серии испытуемых просили найти среди дистракторов
те рисунки (или их фрагменты), которые им предъявлялись ранее. Было по-
казано, что оптимальным запечатляющим действием обладают рисунки
средней степени прорисованности, т.е. те, которые требовали некоторого
усилия для опознания в первой серии.

Все эти данные говорят в пользу того, что семантический код прини-г
мает участие в работе перцептивных и лексически-образных модулей.


Глава 5. Память





Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1806; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8055 - | 6543 - или читать все...

Читайте также:

 

54.90.185.120 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.