Пространственная композиция градостроительных объектов

Разнообразие пространств. Пространственная композиция градостроительных объектов, в отличие от композиции плана, строится на двух составляющих, визуальных акцентах или, по-другому, на пространственных ориентирах, и фоне, на котором воспринимаются эти акценты. Человек обычно фиксирует внимание на ярких нестандартных архитектурных сооружениях и обращает мало внимания на «фоновую» застройку.

Среда жизнедеятельности современного человека не однородна и включает пространства разной величины, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользователей, разную экологическую ценность и т.п. Задача архитектора при проектировании градостроительных объектов заключается в обосновании и определении границ разных типов пространств. Причем границы должны быть четко зафиксированы, чтобы не было «ничейных» участков, создающих конфликтные ситуации.

По физическим качествам в поселениях выделяются два основных типа пространств - застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые). По психологическим качествам типология пространств значительно разнообразнее. Архитекторы давно используют прием линейно-узлового построения пространственных композиций. Он заключается в сочетании линейных элементов композиции – улиц, и узловых - площадей. Улицы подготавливают к восприятию главных элементов градостроительной композиции, которые размещаются, как правило, на площадях.

Для разных типов пространств применяются разные приемы композиционного построения: учет условий зрительного восприятия, размещение архитектурных доминант, ранжирование архитектурных застройки по композиционной значимости, формирование силуэта города, обеспечение ориентации в пространстве, создание многофокусных пространственных композиций, завершение перспектив улиц архитектурно значимыми объектами

Учет условий зрительного восприятия. Восприятие градостроительной композиции существенно меняется в зависимости от многих факторов: удаленности наблюдателя от объекта, направления, высоты обзора, скорости движения наблюдателя и других. Особую роль в создании пространственной композиции градостроительных объектов приобретает учет условий зрительного восприятия. Обширные городские пространства охватить одним взглядом крайне сложно. Поэтому в составе поселений выделяются градостроительные образования с размерами, позволяющими воспринять (единовременно или последовательно) облик этих образований как пространственную целостность.

Формирование направленных перспектив способствует упорядочению композиций. Применяются приемы линейного раскрытия пространственных перспектив и раскрытия с меняющимся направлением обзора.

Примером линейного раскрытия пространственной композиции может служить панорамный вид города Несвижа, который открывается со Слуцкого направления с расстояния около 1 км. Пространственным ориентиром служит башня городской ратуши, затем последовательно раскрывается общий вид исторической части города, вид Слуцкой Брамы, вид ратушной площади.

Примером раскрытия пространственной композиции с меняющимся направлением обзора может служить организация зрительного восприятия замка Радзивиллов в Несвиже, где далекая перспектива замка открывается при подъезде к Замковому озеру с расстояния около 700 метров. При въезде в город, вид замка заслоняется и открывается снова от Фарного костела с расстояния порядка 500 метров. Далее идет линейное раскрытие до территории Несвижского замка. Здесь направление обзора меняется и ориентируется на въездную башню, за которой открывается двор с расположенным по оси фасадом замка.

Композиционные доминанты. Ориентацию в пространстве обеспечивают доминанты[6], господствующие в пространстве архитектурные сооружения, контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом. Роль доминант могут выполнять хорошо видимые с больших расстояний здания оригинальной формы, высотные объекты, купола, шпили.

Уверенно можно говорить, что размещение архитектурных доминант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Широко распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа, на вершинах холмов, на бровках крутых откосов. Размещение архитектурных доминант на возвышенностях, у водных пространств - на высоких берегах рек, озер водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий, дает наибольший композиционный эффект. В градостроительных композициях, как правило, участвует не одна, а несколько доминант, поэтому важно еще и ранжирование архитектурных застройки по композиционной значимости, котороезаключается в выделении доминант первого, второго и последующих уровней. Высотный силуэт исторических городов Беларуси включал обычно 4 уровня; первый образовывала одноэтажная жилая застройка, второй – двухэтажная, третий - храмы и общественные здания, четвертый - башенные завершения храмов и звонницы.

Силуэт города. Одновременно важно заботиться о силуэте города. По выражению И. Лангбарда «силуэт города» - это первый привет для приезжающего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующих момента фиксируются в его памяти доминантами города». Как правило, город является единым планировочным образованием и его силуэтное восприятие целиком или по частям, играет важную роль в градостроительной композиции. Методика построения силуэта может быть рассмотрена на примере специально выполненной проектной работы «Силуэт Минска» (Минскпроект),где были проанализированы проектные предложения генерального плана города и проекта детальной планировки центра, определены основные направления видовых и панорамных раскрытий застройки Минска. В результате были выявлены «золотые точки», наиболее важные в композиционном отношении площадки, на которых предусматривалось размещение архитектурных доминант.

Большое значение в построении силуэта города имеет форма доминант, которые во многом определяют индивидуальность облика и художественный образ города. При этом нельзя упускать из вида высотные промышленные и технические сооружения, форма которых зачастую портит силуэт города.

Обеспечение ориентации в пространстве. Ориентация в пространстве является важным качеством градостроительной композиции и основана на выявлении в градостроительной композиции направлений движения и обзора, центра и периферии, главного и второстепенного, и других пространственных качеств среды.

Пути сообщения являются трассами обзора. Места, где люди останавливаются, задерживаются, осматриваются – это фиксированные точки обзора (смотровые площадки, выходы из зданий, дворов, подземных переходов, входные брамы церквей, изломы трасс обзора, их подъемы на высокие отметки рельефа и т п.)

Прием линейно-узлового построения пространственных композиций заключается в сочетании линейных элементов композиции – улиц – и узловых – площадей. Улицы подготавливают к восприятию главных элементов градостроительной композиции, которые размещаются, как правило, на площадях.

Еще один принцип - завершение перспектив улиц архитектурно значимыми объектами также должен быль в арсенале проектировщика-градостроителя.

Создание многофокусных пространственных композиций. Прием создания многофокусных пространственных композиций акцентирует внимание зрителя на разных объектах в зависимости от направления обзора, повышает разнообразие формируемых городских пространств. Примером может служить, пространственное решение исторической части г. Несвижа, где композиционными центрами являются четыре архитектурные доминанты - замок Радзивиллов, ратуша, Фарный костел, Бернардинский монастырь. Все четыре объекта становятся фокусами разных визуальных картин. В небольшом по территории г. Слониме в XVIII - начале XX веков насчитывалось до 8 композиционных акцентов, которые последовательно раскрывались в процессе движения по городу. Такое построение архитектурно-пространственной композиции обеспечивало многообразие зрительных картин, раскрывающихся при движении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: