Процессы понимания и кодирования. Взаимосвязь абстрактного категориального знания и процессов восприя- тия стала активно обсуждаться начиная с 1970-х годов

Взаимосвязь абстрактного категориального знания и процессов восприя-
тия стала активно обсуждаться начиная с 1970-х годов. В центре внимания
оказались два вопроса: «Почему мы знаем, что роза — это роза?», «Когда
мы знаем, что роза — это роза?». Гипотетическая роза до сих пор является
излюбленным примером в данной области исследований. Первый из этих
вопросов касается выделения значимых признаков для принятия семанти-
ческого решения, второй — характера и временных этапов процесса семан-
тической обработки. В результате многочисленных исследований был вы-
делен ряд феноменов и предложены несколько объяснительных конструк-
тов. В частности, было показано, что быстрота понимания слова зависит
от его частотности, а также от привычности формы и условий предъявле-
ния (см.[Величковский, 1982]).

Исследование процессов понимания традиционно связывалось с фено-
меном контекста:
буква быстрее воспринимается в слове, значение слова
легче вычленяется в предложении, смысл которого заключен в тексте. Если
появляется стимул, противоречащий контексту, возникает ситуация семан-
тического рассогласования. Феномен контекста — один из наиболее устой-
чивых феноменов в области исследований семантических процессов [Кап-
теленин, 1983]. Это свидетельствует о том, что в данном случае затрагива-

ло



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: