double arrow

Модели порождения речи. Н. Хомский [Chomsky, I986] отмечал, что любые теоретические построе- ния относительно системы языка должны отвечать на вопрос


Н. Хомский [Chomsky, I986] отмечал, что любые теоретические построе-
ния относительно системы языка должны отвечать на вопрос, какова
структура ментальных представлений языкового знания, как использует-
ся это знание в речевой деятельности и как оно приобретается и форми-
руется в онтогенезе.

Лингвистические концепции. Собственно лингвистические концепции
основываются на сложном анализе языкового материала. Они требуют осо-
бого рассмотрения и специальной лингвистической и информационной
подготовки для полного понимания. Поэтому здесь мы рассмотрим лишь
основные тенденции их развития и те их аспекты, которые важны для пси-
хологического знания.

Генеративные модели. Предлагая лингвистические модели порождения
речевого высказывания, представители «генеративного направления» ис-
ходили из нескольких принципов. Во-первых, в качестве семантической
единицы использовался «сем». Это предполагало, что значение слова и да-
лее фразы и текста собирается поэтапно, как из мозаичного стекла, от
меньшего к большему. Во вторых, предполагалась последовательная (цик-
лическая) смена этапов формирования речевого высказывания. Основная
же идея состояла в том, что созданию речевого высказывания предшествует
появление некой глубинной структуры, для превращения которой в повер-
хностную требуется серия операций трансформации. Глубинная структу-
ра подается в семантический компонент и получает семантическую интер-
претацию; при помощи трансформационных правил она преобразуется в
поверхностную структуру, которой далее дается фонетическая интерпре-
тация при помощи правил фонологического компонента [Хомский, 1972].
Подобные положения Н. Хомского послужили толчком к разработке мно-
жества гораздо более формализованных и включающих большее количе-
ство факторов моделей.




Уровнево-синтаксические модели. Начиная с 1970-х годов обозначается
новый подход к пониманию процессов порождения речи. Лингвистиче-
ские и психологические концепции испытывают большое влияние со
стороны информационных моделей. Место единицы занимает пропози-
ция, которая может быть заменена цифровым кодом. Трансформацион-
ные операции описываются как формально-логические правила. Син-
таксису отводится первостепенное значение в речевом акте. Предпола-
гается, что на первых этапах построения речевого высказывания гене-
рируется фрейм — схема, которая представляет собой синтаксический
костяк фразы, заполняющийся лексическим материалом на более по-
здних этапах. Таким образом речевой акт строится как переход от бо-
лее обобщенных и формально структурированных элементов к более
частным [Норман, 1978].


Модели порождения речи



Сценарные модели. В 1980-е годы идея фрейма развивается в идею сцена-
рия. Сценарий понимается как некоторая понятийно-ролевая структура,
сюжет. Предполагается, что за каждым значением скрывается готовый сце-
нарий, который ведет за собой построение речевого высказывания. На пер-
вое место в лингвистических моделях порождения речи выходит не грам-
матика, а прагматика, т.е. не правила построения фраз, а правила исполь-
зования тех или иных семантических единиц в речи. Вводится понятие
прагматического и коммуникативного операторов, приводящих в действие
конкретные механизмы речи.

Обосновывая одну из таких моделей, Т.А. Аполлонская и Р.Г. Пиотров-
ский указывают, что «процесс порождения высказывания можно предста-
вить в виде последовательностей денотативного, десигнативного, вербаль-
но-сигматического уровней, причем переход от одного уровня к другому
определяется действием прагматического коммуникативного операторов»
[Аполонская, Пиотровский, 1985, с. 182].

На денотативном уровне (в правом полушарии мозга) формируется це-
лостное представление явления, о котором хочет сказать в своем сообще-
нии говорящий. Это еще дознаковый этап: на нем определяется денотат —
еще не расчлененный референт высказывания.

На следующем десигнативном уровне из этой нерасчлененности про-
являются предикат и аргументы. Далее выстраивается вся понятийно-ро-
левая структура будущего высказывания — своеобразный сценарий. Сце-
нарий задается семантикой предиката. Именно предикат является входом
в описание любой ситуации, сценарий которой затем разыгрывается в вы-
сказывании. В соответствии с этим сценарием функционируют аргумен-
ты, выполняющие предназначенные им семантические роли.



На вербально-синтагматическом уровне происходит оформление поня-
тийно-ролевой структуры в линейную цепочку высказывания. Этот уро-
вень подразделяется, в свою очередь на синтаксический, лексико-морфо-
логический и фонетический (или графический).

Модели управления вариациями языка. В 1990-х стали подвергаться крити-
ке идеи существования прагматического оператора как некой внешней ин-
станции по отношению к значению и акту высказывания. Выражение (как
порождение некоторой семантической единицы в речи) перестало рассмат-
риваться как результат отдельного языкового акта, осуществляемого «здесь
и теперь» некоторым «оператором-выразителем». Было определено, что
механизмы выражения не являются внешними по отношению к языку, они
включены в сам язык. Язык при этом рассматривается не как застывшая
система, на основании которой может формироваться речевое высказыва-
ние, а как существенно свернутая система, единицы которой интегриру-
ются и регулируются на основании их вариаций в речи.

Изучение выражения в этом подходе становится изучением путей кон-
струирования некоторого значения. Однако в данном случае речь не идет
(как в концепциях генеративной грамматики) о собирании конкретного
значения из сем. Значение порождается в речи в результате взаимодействия


Глава 7. Семантика и процессы порождения речи

контекста с инвариантом значения, за которым скрывается его множетс-
венная вариативность. Референтное значение выражаемого является не
заданным, а конструируируемым или созидаемым. Это означает, что фор-
мы выражения имеют отношение скорее не к значениям, а к операциям,
которые конструируют референтное значение. Содержание выражения не
является внешней дооперациональной инстацией и, напротив, является
продуктом этих операций и весьма далеко от того, чтобы быть выражен-
ным в чем-то другом [Franckel, Paillard, 1998].

Психологические концепции. Во всех психологических концепциях рассмат-
ривается более широкий, чем собственно языковой контекст. Так, большое
внимание уделяется довербальным интенционным стадиям речи. В рамках
когнитивной психологии разделяются процессы стимулируемого и нестиму-
лируемого извне воспроизведения информации [Anderson, 1975]. Нестиму-
лированное воспроизведение информации опирается на «внутреннею актив-
ность», которая не вызывается внешним стимулом, или внешний стимул
имеет к ней лишь косвенное отношение. Такая «внутренняя активность» за-
нимает место мотивационного компонента. Большинство классических ког-
нитивистских моделей опираются на идеи, представленные в трудах Н. Хом-
ского [1977] и Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама [1965].

Согласно идеям Н. Хомского исполнительный вербальный процесс
включает как понимание, так и порождение предложений. Затем и за дру-
гим стоит препозиционный анализ структуры фразы, которая делится на
подлежащее (предикат) и глагольную часть. Формирование речи начина-
ется с генерации существительного и глагола, а также добавляющейся к
ним группы слов. Глагольная часть затем соединяется с подлежащим. В
данном случае процесс порождения речи представлен очень упрощенно и
дан как зеркально обратный процессу ее понимания.

Для Дж. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама речь является прежде
всего навыком и подобно всякому навыку управялется «планом». Для каж-
дого предложения разрабатывается отдельный точный моторный план его
порождения. Моторный план опирается на грамматический план и управ-
ляется. Структура грамматического плана представляет собой «иерархию
грамматических правил образования и перестановки слов [Миллер, Галан-
тер, Прибрам, 1965, с. 170]. Планы встраиваются в определенную иерар-
хию, на вершине которой оказывается «метаплан», который может быть со-
отнесен с намерением. Таким образом, выстраивается схема «намерение-
грамматика—моторика».

Традиция Л.С. Выготского. Большинство моделей порождения речи, разра-
ботанные в отечественной психологии, опираются на положения Л.С. Вы-
готского об экстериоризации мысли через внутреннею речь к внешнему
выражению в слове. Построение речи, по словам Л.С. Выготского, прохо-
дит несколько стадий «...от мотива, порождающею какую-либо мысль, к
оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, за-
тем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [Выготский, 1982].


Модели порождения речи

Авторы схем Этапы
I II III IV V VI
Л.С. Выгот- ский [19821 мотив мысль внутреннее слово (смысл) значение внешнего слова слово
А.А. Леон- тьев, Т.В. Рябова [1970] мотив мысль внутреннее программи- рование лексич. развертка, грамм. конструи- рование внешняя речь
Т.В. Ахути- на[1975] мотив мысль (речевая интенция) внутреннее программи- рование смысловая структура, грамм. структура кинетичес- кая программа внешняя речь
А. Р. Лурия [1979] мотив основная мысль вы- сказывания семантиче- ская запись глубинные синтакси- ческие структуры поверхност- ные синтакси- ческие структуры развертка: морфолог. фонолог.

Рис. 7.4. Схема речепорождаюших концепций в традиции Выготского-Лурии (адаптировано из
[Зимняя, 2001]).

Таким образом, в начало речевого процесса ставятся мотив, цель или на-
значение будущей речи. Мотив порождает мысль, которая затем «соверша-
ется» или формируется в слове.

В дальнейшем эта идея была развернута в исследованиях А.Р. Лурии
[Лурия, 1975] и А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной (Рябовой) [Леонтьев, Ря-
бова, 1970; Ахутина, 1975]. И.А. Зимняя, проанализировав модели, пред-
ложенные в данном направлении оформила их в виде схемы-таблицы
[Зимняя, 2001, с. 254], которую мы частично здесь приводим (рис. 7.4.).

Предложенные идеи развиваются и в лингвистических моделях, где со-
храняются этапы замысла речевого высказывания и внутренней речи как
глубинного компонента. Однако собственно лингвистические этапы полу-
чают более дифференцированное раскрытие в зависимости от типа рече-
вого высказывания [Кубрякова и др., 1991].

«Деятельностные» концепции. В качестве такой концепции можно рас-
смотреть модель И.А. Зимней, которая предполагает, что речевую деятель-
ность надо рассматривать с точки зрения не только мотива, внутренних
интенций, но и с точки зрения предмета, средств и способов деятельнос-
ти [Зимняя, 2001]. Автор предлагает уровневую модель порождения рече-
вого высказывания, которая включает побуждающий, формирующий и ре-
ализующий уровни. Побуждающий уровень включает коммуникативное
намерение, замысел речи и ее мотив. Формирующий уровень подразделя-
ется на две фазы: смыслообразующую и формулирующую. Смыслообразу-
ющая фаза опирается на формирование пространственно-понятийной схе-
мы будущего высказывания и его временной развертки, а формулирующая










Сейчас читают про: