Практическое и теоретическое мышление в решении комплексных задач

При решении комплексных задач практическое мышление важно не ме-
нее, а в ряде отношений и более, чем мышление теоретическое [Теплов,
1985; Акимова, Козлова, Ференс, 1999]. Теоретическое мышление направ-
лено на решение чисто умственных, познавательных задач, связанных с
раскрытием наиболее общих принципов и законов. Время их решения мало
ограничено внешними требованиями. Практическое мышление направле-
но не на поиск универсалий, а на решение конкретных практических за-
дач. Оно связано с планированием и проектированием в условиях дефи-
цита времени; с организацией социальных взаимодействий, необходимых
для достижения цели; со способностью видеть детали и уникальные осо-
бенности конкретной ситуации, изобретать действия, которые отклоняют-
ся от общих абстрактных схем и соответствуют особенностям именно дан-
ной ситуации.

В практическом мышлении теоретические обобщения как отражение за-
кономерных устойчивых свойств уступают свое место обобщениям друго-
го типа — эмпирическим. В них отражается многоаспектность, многока-
чественность и динамика изучаемых объектов. Эмпирические, комплекс-
ные обобщения позволяют осуществлять синтез уникальных существенных
характеристик, присущих разным сторонам объекта и условий деятельно-
сти [Завалишина, 1985, с. 201]. Кроме того, практические эмпирические
обобщения, в отличие от теоретических, отражают не только свойства ис-
следуемого объекта, но и отражают характеристики взаимодействия иссле-


Глава 8. Мышление

дователя с ситуацией, куда включаются условия и средства действия, а так-
же некоторые характеристики самого субъекта [Мазилов, 1999]. Это боль-
ше соответствует современному фундаментальному общенаучному поло-
жению о неустранимом влиянии исследователя на объект изучения, чем
представления о возможности и необходимости выделения теоретической
сущности объекта в «чистом виде».

В теоретическом мышлении важнейшую роль играет выведение всего
разнообразия частных и единичных случаев из теоретически построен-
ного центрального ядра, образованного небольшим количеством исход-
ных аксиом, постулатов, принципов. Это чрезвычайно эффективный ме-
тод познания, но, как оказалось, он имеет ряд принципиальных ограни-
чений в отношении исследования сложных систем. Межсистемные вза-
имодействия физического, биологического и социального мира находятся
на таком уровне развития, который в принципе не позволяет однознач-
ным и исчерпывающим образом, на основе выделенной теоретической
абстракции сколь угодно высокого уровня, реконструировать историю
«населяющих» этот мир реальных конкретных систем, оценивать их ак-
туальное состояние и прогнозировать будущее. Здесь возможны лишь ло-
кальные и неполные решения.

Разумеется, научные теоретические знания являются очень важным
элементом решения целого ряда комплексных практических задач — на-
пример, задач разработки новых технологических промышленных систем,
военных систем и т.д. Однако эти теоретические знания и методы вклю-
чены в решение комплексных задач в качестве одного из средств, но не
основной цели деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: