double arrow

Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов


Эмоциональная регуляция
когнитивных процессов

К настоящему времени в психологии накоплено много фактов, свидетель-
ствующих о том, что эмоциональные состояния человека влияют на его
когнитивные процессы. Многие из этих фактов носят разрозненный харак-
тер, так как были получены в разных теоретических контекстах. Однако
постепенно возникает целостная картина, показывающая, что эмоции су-
щественным образом вторгаются в функционирование когнитивной сфе-
ры психики и, более того, неразрывно с ней связаны.

Настоящая глава посвящена анализу основных фактов в области эмо-
циональной регуляции познавательных процессов и изложению теорети-
ческих моделей, которые пытаются дать им объяснение.

К эмоциям в психологии относят широкий круг явлений, что находит
выражение в используемой терминологии: собственно эмоции, настроения,
чувства, аффекты
и т.п. Авторы, изучающие влияние эмоций на когни-
тивные процессы, вкладывают разный смысл в термин «эмоция», одна-
ко при общем анализе эмоциональной регуляции познавательных процес-
сов в ряде случаев этими различиями можно пренебречь. При всем мно-
гообразии точек зрения в данной области существует более или менее об-
щее представление относительно природы эмоциональных явлений. Эмо-
ция часто рассматривается как готовность к действию [Frijda, 1986], т.е.
как такое состояние организма, которое выражается в готовности реаги-
ровать определенным образом на биологически, личностно или культур-
но значимые стимулы. На психологическом уровне это состояние прояв-
ляется как субъективное переживание эмоции, на физиологическом — в
изменении активности вегетативной нервной системы и связанных с
этим соматических изменений, на поведенческом — в мимических, пан-
томимических и других изменениях двигательной активности. Частично
готовность к совершению определенных действий задается биологиче-
ской эволюцией, однако эти врожденные реакции видоизменяются и су-
щественно преобразуются в результате культурных воздействий на чело-
века в ходе его жизни. Нейропсихологические исследования позволяют
утверждать, что некоторые, так называемые базовые эмоции имеют свои
мозговые субстраты, которые, согласно последним данным [Steinmetz,
1993], тесно связаны с мозговыми структурами, обеспечивающими работу











Сейчас читают про: