double arrow

Глава 12. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов


ва, описывающие данную эмоцию, воспоминания о событиях, ее вызывав-
ших, ее поведенческие проявления и т.д. Достигая пороговой интенсивно-
сти, активация может распространяться от «эмоционального» узла на часть
сети, с которой он связан. Это приводит к двум последствиям.

Во-первых, хранящаяся в памяти информация, связанная с определен-
ной эмоцией, активируется и становится более доступной. В результате
легче перерабатывается вновь поступающая информация, соответствующая
актуальному эмоциональному состоянию испытуемого. С помощью дан-
ного механизма можно объяснить феномен депрессии. По той или иной
причине активируется узел, соответствующий отрицательным эмоциям
типа горя. Человек начинает легче перерабатывать отрицательно окрашен-
ную информацию, например, обращает больше внимания на неприятные
для него события и лучше их запоминает. В свою очередь переработка от-
рицательной информации способствует дальнейшей активации соответ-
ствующего эмоционального узла. Возникает замкнутый круг, приводящий
к формированию длительной депрессии. Аналогичным образом можно
объяснить и некоторые другие эмоциональные расстройства.




Во-вторых, идентичность эмоциональной окраски перерабатываемой
информации и состояния испытуемого приводит к сверхактивации соот-
ветствующего эмоционального узла, благодаря чему связи между ним и пе-
рерабатываемой информацией усиливаются. Именно особой силой этих
связей можно объяснить описанные выше экспериментальные факты. Ба-
уэр приводит следующий пример. Человека просят вспомнить какое-ни-
будь событие из его жизни, связанное со словом «озеро». Если человек на-
ходится в грустном состоянии, то он может вспомнить об утонувшем дру-
ге; если же он находится в веселом состоянии, то может вспомнить, как
катался на водных лыжах. Конкретные воспоминания зависят от того, ка-
кие узлы активированы в большей степени (рис. 12.5).


Рис. 12.5. Эмоциональные узлы в сети памяти.

Существует другое, альтернативное модели Бауэра объяснение фактов,
свидетельствующих о связи между эмоциями и памятью. Предполагается,
что основным эмоциональным состояниям (радость, страх, гнев и т.п.) со-


Влияние эмоций на мышление

ответствуют особые модусы организации мозговой активности. Когда мозг
функционирует в особом модусе, более активной становится информация,
которая запоминалась в том же модусе. М. Конвей [Conway, 1990] на ос-
новании исследований репрезентации эмоций в памяти предположил, что
конкретным эпизодам прошлого опыта при запоминании присваиваются
своего рода ярлыки, указывающие на то, какая эмоция переживалась че-
ловеком в тот момент. Когда человек находится в определенном эмоцио-
нальном состоянии, активируются воспоминания, помеченные соответ-
ствующими ярлыками. Адаптивный смысл этого механизма состоит в том,
что человеку становятся доступными примеры его поведения в аналогич-
ных ситуациях в прошлом.



Предсказания, вытекающие из сетевой модели Бауэра и модели эмоци-
ональных модусов, практически идентичны. Поэтому на уровне экспери-
ментальных фактов трудно сделать выбор в пользу одной из них. Однако мо-
дель эмоциональных модусов может казаться более предпочтительной, так
как она позволяет объяснить феномены, связанные не только с памятью, но
и с рядом других когнитивных процессов [Mathews, 1993]. Кроме этого де-
лаются попытки объяснить с позиций модели эмоциональных модусов и
природу некоторых эмоциональных расстройств [Oatley, Jenkins, 1996].







Сейчас читают про: