double arrow

Влияние социоэкономических факторов


Как это ни парадоксально, но и низкий, и очень высокий социально-эко-
номический статус семьи равно являются «факторами риска» (или социа-
лизации) при воспитании ребенка.

Нужда, как правило, сопряжена с многодетностью. Фактор многодет-
ности сам по себе влияет на социализацию. Детям недостает элементар-
ного внимания со стороны родителей. И отец, и мать настолько поглоще-
ны заботами о хлебе насущном, что им не до воспитания. И дети «мал мала
меньше» бегают по дому и дворам и решают свои Проблемы сами.

Практически все исследователи утверждают, что большое число детей
в семье негативно влияет на их развитие. Недостаток материнской заботы
и отсутствие дисциплинирующего влияния отца крайне отрицательно ска-
зывается на формировании личности.

Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за скученности ве-
дут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей отстают в психическом
развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро
нагоняют своих сверстников. Если же дети продолжают длительно жить в
условиях скученности, нищеты и культурной депривации, их интеллект
неуклонно снижается по сравнению с врожденным уровнем. Об этом сви-
детельствуют результаты многочисленных исследований, проводимых в
Западной Европе и Северной Америке. Г. Гетцер еще в 1937 г. установи-
ла, что школьники из семей с плохими условиями жизни на 1—2 года от-
стают в своем интеллектуальном развитии от школьников из нормальных
семей. Она характеризует детей из семей бедноты как менее социально
адаптированных, отличающихся неустойчивым эмоциональным отноше-
нием к братьям, сестрам и родителям.




Если семья занимает очень высокое положение в обществе, обладает
собственностью и богатством, то дети попадают в весьма специфическую
психологическую ситуацию. Как правило, в таких семьях мать и отец мало
уделяют внимания детям: время уходит на выполнение профессиональных
и общественных обязанностей, а также на светские развлечения. Дети так-
же лишаются материнской заботы и отцовского авторитета, как и дети из
неполных семей. Заботу о детях передоверяют многочисленным нянькам,
гувернанткам и воспитателям, которые этим зарабатывают себе на жизнь,
но мало вникают в психический мир ребенка. Хотя формально образова-








Сейчас читают про: