Методика 1. Схема определения стиля педагогического общения

ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

К ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

Для студентов-практикантов III курса

Специальности

«Дошкольное образование» (з/о) 4 года обучения

Мозырь 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: способствовать овладению методами и методиками изучения личностных и профессиональных особенностей педагога дошкольного учреждения.

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Выявление стиля педагогического общения(Методика 1)

Задание 2. Выявление способности педагогов к эмпатии. Задание выполнить по методике 2.Тест А. Ассингера из книги: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:Учебное пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-Кн.2: Работа психолога со взрослыми. - С-45-47.

Задание 3. Выявление коммуникативных и организаторских способностей (Методика КОС-2).

Порядок оформления документации

Все использованные методики описываются по следующему алгоритму

Дата, время проведения, кто проводил

Название методики

Цель

Оборудование, условия

Ход исследования

Обработка полученных данных

Выводы и рекомендации

Приложения (стимульный материал, результаты продуктов детской деятельности)

Результаты проведенного исследования оформляются студентом в папке, титульный лист которой имеет следующий вид:

Задание по психологии

Студент --------------------------Ф.И.О.------------------------------------------

Факультет, отделение ----------- курс---------------------группа -------------

Место прохождения практики ------------------------

Методист --------------------------Ф.И.О------------------------------------------

Зав.ДУ -----------------------------Ф.И.О------------------------------------------

Задание выполнить в отдельной тетради по заданному образцу.

Методика 1. Схема определения стиля педагогического общения

Авторитарный тип Демократический Либеральный тип
  тип  
1. Разделение функций между воспитателем и детьми
Выполняет Оптимальное Уходит от
руководящие, разделение функций руководства детским
организаторские функции, между собой и детьми. коллективом. Для него
а дети только исполнители. Оптимальное — это характерны
Такой характер отношений значит учитывающее безынициативность,
Ш.А. Амонашвили назвал особенности возраста недостаточно развитая
императивным обучением: детей. ответственность в
учитель объясняет,   выполнении своих
рассказывает, показывает,   функций. В связи с этим
доказывает, требует,   пускает дела на самотек.
проверяет и оценивает.   Переоценивает
Дети обязаны внимательно   возможности детей.
слушать, наблюдать,    
запоминать, выполнять,    
отвечать. Воспитатель не    
замечает, что    
несамостоятельность    
детей, безынициативность    
— следствие его    
авторитарных тенденций к    
гиперопеке.    
2. Соотношение требовательности и уважения к личности ребёнка
Недостаёт уважения и Максимум Выполнение своих
доверия к личности требований к детям и требований не проверяет.
растущего человека. Живёт максимум уважения к Если воспитатель узнаёт,
по принципу: «Доверяй, но ним. что его требования не
проверяй», а это лишает   выполнены, то на
доверие его сути, т.е.   выполнении больше не
превращает в недоверие.   настаивает, т.е.
    требовательности у него
    явно недостаёт.
3. Соотношение прямых и обратных связей с детьми
Такой воспитатель Испытывает явную Находится
ориентирован на потребность в обратной полностью во власти
доминирование, связи от детей в том, как желаний детей,
«дирижирование», ими воспринимаются те постоянно пытается их
командование во всех или иные формы учесть, но это не всегда
ситуациях педагогического совместной удаётся. В связи с этим
общения, ожидает деятельности. часто ситуативен,
беспрекословного   непоследователен в
послушания и   принимаемых решениях
повиновения. Желания   и действиях.
детей для него мало значат.   Недостаточно решителен
Явно преобладает   в трудных ситуациях.
формальный подход к    
обучению и воспитанию.    
4. Учёт межличностных отношений, сложившихся в коллективе детей
При организации При организации Учитывает
работы в группе не работы учитывает и взаимоотношения в
учитывает отношения изучает межличностные группе. В обсуждении
между детьми. Для него взаимоотношения. проблем, кто с кем хочет
отношения симпатии- Использование знаний о сидеть, часто уходит от
антипатии между детьми симпатиях-антипатиях сути дела.
не имеют никакого между детьми считает  
значения. Вследствие этого важным условием  
нередко непроизвольно успешной работы.  
усиливает отношения    
напряженности, неприязни    
между отдельными детьми.    
5. Отношение к своим ошибкам
Не любит и не умеет Умеет признавать Не боится
признавать свои ошибки. допущенные ошибки, признавать свои ошибки,
Услышать от авторитара: несмотря на то, что это не придаёт этому
«Извините, я был неправ» трудно. особого значения. Но
почти невероятно. В   допускает их очень
любом случае он   часто, и авторитет его в
попытаеся «спустить дело   глазах детей и коллег
на тормозах»,   быстро падает.
замаскировать    
допущенные им ошибки.    
6. Количество и качество воспитательных воздействий
Большое количество Количество Количество
воспитательных воспитательных воспитательных
воздействий при их воздействий меньше, и воздействий ситуативно.
однообразии: «Иванов, не они разнообразнее. Разнообразию значения
крутись!», «Иванов,   не придаёт.
сколько можно    
повторять?», «Иванов, не    
вертись», «Иванов, положи    
руки на место!».    
7. Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий
Дисциплинирующие Организационные Организующим
воздействия преобладают воздействия воздействиям значения
над организационными. преобладают над не придаёт, количество
  дисциплинирующими. дисциплинирующих
    воздействий ситуативно
    (в зависимости от
    настроения).
8. Соотношение позитивных и негативных оценок
Воспитатель этого Положительные Ситуативен в
типа низко оценивает оценки преобладают над оценочных
возможности и отрицательными. высказываниях в адрес
способности детей. В его Относится к личности детей. Если он в
оценочных высказываниях ребёнка как к хорошем настроении, у
преобладают замечания, самостоятельной него преобладают
порицания. Причём ценности. положительные оценки,
«нынешним» детям, как   если в плохом
правило приписывается   настроении —
большая леность,   негативные оценки.
непослушность,    
беспомощность и    
бездарность, чем    
«прежним».    
9. Наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия
Не испытывает Явно выражена Не обращает
склонности к склонность к косвенным внимания на
использованию косвенных средствам воздействия необходимость
средств воздействия на на ребёнка. Полагает использования
детей. Считает более более плодотворным косвенных замечаний и
правильным прямое и разговор с ребёнком порицаний.
публичное указание наедине. Примером  
ребёнку на его ошибки, косвенного замечания  
просчёты, недостатки в могут быть замечание  
поведении. взглядом.  
10. Характер педагогических установок
Характерны жёсткие Динамические Непоследователен в
педагогические установки: педагогические своих установках, они
«любимчики», гордость установки. ситуативны и зависят от
группы, способные — с   его настроения. Мнение
одной стороны,   о себе такого
нелюбимые, «тупые»,   воспитателя дети чаще
«бездарные» — с другой, и   всего не ценят.
безликая масса, «серость»    
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: