Раздел II. 1. Дошкольная педагогика

Дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика как наука о воспитании и обучении детей от рождения до семи лет. Объект, предмет дошкольной педагогики. Своеобразие задач, содержания и методов дошкольной педагогики как науки. Место дошкольной педагогики в системе гуманитарных наук о человеке. Связь дошкольной педагогики с биологией, анатомией, физиологией, педиатрией, гигиеной, детской психологией и другими отраслями знания.

Становление и развитие дошкольной педагогики как науки. Категориальный аппарат дошкольной педагогики: обучение, воспитание, развитие личности ребенка, детство, педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и др.

Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника. Детство как социальный и психолого-педагогический феномен. Возрастные границы детства. Детство как полноценный этап в жизни маленького человека. Понятие «детство», «дети», «ребенок». Значение и уникальность дошкольного возраста в становлении и развитии личности ребенка. Особенности детской субкультуры.

Положение детей в современном обществе. Новая этика отношения к детству как самоценному периоду в жизни человека. Забота государства о детях - показатель уровня цивилизации общества. Защита прав детей в Российской Федерации: нормативно-правовая база.

Дошкольное образование как система. Современное состояние системы дошкольного образования в стране, в Республике Хакасия. Меры, предпринятые государством по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений. Организационно-правовая база обеспечения деятельности современных дошкольных образовательных учреждений: Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, примерный Устав ДОУ. Виды дошкольных образовательных учреждений, их назначение и функции.

Цели и задачи дошкольного образования на современном этапе развития общества. Целостность и гармоничность физического, социального, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка как ведущая цель. Задачи дошкольного образования: охрана и укрепление физического, и психического здоровья ребенка; обеспечение его интеллектуального и личностного развития; переход от знаниевой парадигмы образования к развивающей личность ребенка; забота об эмоциональном благополучии ребенка; формирование у детей базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях. Сущность гуманизации целей и принципов образовательной деятельности ДОУ.

Современные концепции дошкольного образования. Истоки зарождения и становления различных концепций воспитания детей дошкольного возраста. Коммунистическая концепция воспитания Н.К. Крупской. Основные составляющие концепции: воспитания коллективизма, трудолюбия, патриотизма, гуманизма. Конкретизация концепции в программах воспитания детей в дошкольном учреждении (1934 г., 1938 г., 1945 г., 1953г., 1962-1984 г.), в связи с образовательной политикой советского государства.

Современная концепция дошкольного воспитания В.В.Давыдова, В.А. Петровского. Создание новой концепции воспитания как результат удовлетворения потребности в воспитании «нового» человека. Смена учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную модель. Сущность личностно-ориентированных моделей воспитания на основе программно-целевого подхода.

Современные образовательные программы. История создания программных документов. Первый проект программы, разработанный Н.К.Крупской (1932 г.); «Руководство для воспитателей детского сада» (1953 г.). Структура, принципы построения, характеристика "Программы воспитания и обучения в детском саду" (1985 г.).

Современные образовательные программы: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова); «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л.А. Венгера); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена под ред. Т.П. Бабаевой); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова) и другие.

Специализированные (локальные или парциальные): «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова); «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова); «Юный эколог» (С.Н. Николаева); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Театр – творчество – дети» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина); «Я – человек» (С.А. Козлова) и др.

Организация целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Содержание понятий «педагогический процесс», «целостный педагогический процесс» в ДОУ. Модели организации педагогического процесса в детском саду. Трехчастная структура педагогического процесса в детском саду. Типы взаимодействия взрослого с детьми как основания для выделения основных блоков педагогического процесса в ДОУ: позиция «учителя»; «равного партнера»; «создателя» развивающей среды. Гуманизация воспитания и образования детей в современном ДОУ.

Предметно-развивающая среда в педагогическом процессе ДОУ. Содержание понятия «среда». Построение “развивающей среды” в концепциях С.Л. Новоселовой и В.А. Петровского. Принципы организации предметно-пространственной среды в концепции В.А. Петровского: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности и динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды и др. Требования к построению и организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Варианты развивающей среды. Гибкое и вариативное использование пространства помещений дошкольного учреждения.

Воспитание здорового ребенка: задачи и содержание. Здоровье как единство физического и психического развития организма ребенка и как главное условие его нормального развития. Здоровье как физическая, гигиеническая, духовная и социальная культура человека. Забота об охране жизни, укреплении здоровья - основная задача педагогов и родителей. Определение понятий «физическое воспитание», «физическое развитие». Ведущие задачи дошкольного учреждения по воспитанию здорового ребенка: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада. Сущность педагогической поддержки детства как особого вида социально-педагогической деятельности. Педагогическая поддержка как деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении. Принципы построения системы педагогической поддержки детства. Основные направления социально-педагогической помощи и поддержки детям в условиях ДОУ.

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников. Игра как самостоятельная отражательная деятельность ребенка. Роль игры в развитии личности ребенка-дошкольника. Творческий, активный характер игровой деятельности, ее эмоциональная насыщенность.

Прогрессивные русские педагоги и психологи о происхождении игры как деятельности (К.Д. Ушинский, В.Г. Плеханов, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.).

Виды игр. Новые подходы к классификации детских игр. (С.Л. Новоселова). Место игры в педагогическом процессе ДОУ. Проблемы детской игры.

Характеристика творческой игры как основного вида игр детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые, творческие игры как основной вид игр детей дошкольного возраста. Своеобразие содержания, структуры сюжетно-ролевых игр. Мотивы выбора игры, их изменение с возрастом и развитием ребенка. Ролевые и реальные отношения детей в игре. Современные подходы к руководству творческими играми дошкольников. Становление теории и методики руководства играми детей. Разработка методики руководства и использования игры в педагогическом процессе детского сада (Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова). Современные исследования по вопросам руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, СЛ. Новоселова, Е.А. Зворыгина и др.).

Строительно-конструктивные игры как разновидность творческой игры. Особое значение строительного материала в детских играх. Воспитательное и развивающее значение строительно-конструктивных игр. Разнообразный характер строительных игр. Методические особенности руководства строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах. Организация воспитателем игровой среды. Требования к отбору строительного материала. Игры с песком, снегом и другим природным материалом.

Дидактические игры. Значение дидактических игр для сенсорного развития детей. Разработка вопросов теории и практики руководства дидактическими играми в исследованиях А.П.Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой и др. Особенности дидактических игр. Дидактическая игра как средство, форма и метод обучения дошкольников. Виды дидактических игр. Основные структурные компоненты дидактической игры: игровая задача, игровые действия, игровые правила, результат игры. Своеобразие организации и проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников. Содержание понятий «сенсорное воспитание», «сенсорное развитие» Цели, задачи, содержание сенсорного воспитания в современной отечественной дошкольной педагогике и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.А. Сакулина, Н.И. Поддъяков, В.Н. Аванесова и др.). Формирование у детей системы обследовательских (перцептивных) действий; формирование у детей системы сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Методы и средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Условия сенсорного воспитания дошкольников. Роль деятельности в развитии сенсорных способностей у детей.

Трудовая деятельность дошкольников. Труд как жизненная необходимость и условие полноценного развития личности ребенка. Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве (Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева и др.). Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Своеобразие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Виды труда детей дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда детей в разных возрастных группах. Их ценность в становлении личности дошкольника.

Организация трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Ознакомление с трудом взрослых.Формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд, общий труд, совместный труд. Методика руководства трудом детей в разных возрастных группах. Методы трудового воспитания дошкольников. Условия организации детского труда.

Особенности художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическая деятельность, ее значение в развитии творческих способностей, эстетического вкуса и общей культуры у детей дошкольного возраста. Задачи воспитания ребенка в художественно-эстетической деятельности: развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств и представлений ребенка, приобщение к художественной творческой деятельности и формирование основ эстетического вкуса, развитие творческих способностей в разных видах художественной деятельности. Средства эстетического воспитания дошкольников. Условия развития художественно-эстетической деятельности в дошкольном учреждении и в семье. Методы развития художественно-эстетической деятельности и творческих способностей.

Специфика обучения детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе. Роль обучения в познавательной деятельности дошкольников. Разработка теории обучения в трудах Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова и др. Сущность обучения дошкольников, его развивающий характер. Проблемы обучения дошкольников. Дидактические принципы обучения в дошкольном возрасте, их психолого-педагогическое обоснование. Методы обучения дошкольников и их классификация.

Организация обучения в дошкольном образовательном учреждении. Разнообразие форм организации обучения в детском саду. Обучение на занятиях. Структура занятий, особенности руководства каждой частью. Новые подходы к организации обучения в дошкольном образовательном учреждении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: