Теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения и педагогическая практика 18 – н.19 вв

Социально-психологический облик человека эпохи Просвещения. Ориентиры и идеалы развивающейся промышленной цивилизации. Синхронные революции и их влияние на общественное сознание. Система взглядов эпохи Просвещения на объективный мир, человека и его предназначение. Моральный кризис в обществе. Обострение социальных противоречий в Западной Европе 18 в.

Конкретизация идеального типа представителя новой эпохи – буржуа – в педагогических теориях виднейших представителей эпохи. Цели и задачи воспитания, факторы развития личности и содержание образования в теории воспитания джентльмена Дж. Локка, теории свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо, в педагогических взглядах французских философов-материалистов К.-А. Гельвеция и Д. Дидро, в теории элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци. Влияние французской буржуазной революции 1788 г., первых документов о правах человека на развитие мировой педагогической мысли.

Развитие ведущих педагогических идей в западноевропейской теории и практике до 80-х гг. 19 в. Развитие демократических идей И.Г.Песталоцци в Германии (Ф.-В.-А. Дистервег, К.-Ф.-В.Вандер). Дистервег и его дидактическое учение. Разработка Ф.-В.-А.Дистервегом проблем развивающего и воспитывающего обучения. Принципы и правила обучения. Требования к учителю и его подготовке. «Руководство к образованию немецких учителей». Влияние идей Дистервега на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Педагогическая теория И.-Ф. Гербарта. Философско-психологическое обоснование им педагогики как науки. Теория многостороннего интереса. Идея воспитывающего обучения. Структура процесса обучения и его ступени. Содержание и методы нравственного воспитания.

Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании, его социально-исторической сущности и классовом характере в классовом обществе. Обоснование программных требований пролетариата в области народного образования.

Образование и педагогическая мысль в России в период становления индустриального общества (до 90-х гг. 19 в.) Становление государственной системы образования в России нач. 19 в.Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и её противоречивость. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804). Борьба правительства с передовой педагогической мыслью после Отечественной войны 1812 г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды декабристов. Характеристика изменений в системе образования, содержание обучения в период правления Николая 1. Устав гимназий и училищ, состоящих в ведомстве университетов (1828), его реакционный характер. Государственная доктрина образования: «Православие. Самодержавие. Народность»

Русская революционная педагогика 30 – 40-х гг. Критика В.Г.Белинским и.И.Герценом реакционной сущности официально-крепостнической педагогики и защита идеи гармоничного развития личности.

Общественно-педагогическое движение и реформы в области просвещения в 60-е гг. 19 в. Экономическая и социокультурная ситуация в России 60-х гг. 19в. Отмена крепостного права. Защита общечеловеческого образования – основная идея общественно-педагогического движения 60-х гг. 19 в. «Вопросы жизни» Н.И.Пирогова и обсуждение общественностью острых проблем воспитания и народного образования. Основные направления общественно-педагогической мысли.

Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства. Осмысление идей свободного воспитания Л.Н.Толстым, К.Н. Вентцелем и др. Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы. Учебные книги К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.

Развитие революционно-демократических педагогических идей Н.Г. Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Д.И.Писаревым. Школьные реформы 60 – 70-х гг. Развитие начальной школы на основе «Положения о начальных народных училищах» (1864) Типы школ, содержание и методы учебно-воспитательной работы. Городские училища. Женское образование. Борьба царского правительства против деятельности либеральных земств в области народного образования и протекционисткая политика по отношению к церковноприходским школам. Начальная школа.

Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (1864). Классические и реальные гимназии. Реакционная политика в области просвещения. Новый «Устав гимназий и прогимназий» (1871), «Положение о начальных народных училищах» (1874).

Взаимосвязь развития философских и педагогических идей в русской педагогической мысли 19 в. Определение ценностей и целей русского просвещения и образования в философских теориях западников и славянофилов. Осуществление христианских идеалов и достижение абсолютных ценностей как практические задачи религиозной философии В. Соловьёва. Обоснование целей и ценностей образования и проблем русского просвещения христианской антропософией. Осмысление духовных ценностей и исходных принципов онтологической теории П. Флоренского, учения Н. Бердяева о личности и свободе, ноосферного учения В. Вернадского. Актуальность проблем образования, выделенных русскими философами 19- н.20 вв., в современной социокультурной ситуации.

Важнейшие педагогические проблемы начала 20 в. Состояние начальной и средней школы. Распространение в России марксистских педагогических идей. Программные требования к демократизации общеобразовательной и профессиональной школы. Деятельность важнейших представителей буржуазно-демократической педагогики (В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптеров и др.). Обострение педагогических проблем: цели воспитания, организации народного образования, отношения государства к школе и учителю, классическое и реальное образование, содержание и методы обучения и др. Школа, учащиеся и учительство в период революции 1905г, Февральской буржуазно-демократической революции. Вопросы народного образования в государственных думах, попытки реформирования средней школы в 1916г.

Развитие школы и педагогической мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. Социальные революции в России и революции в образовании. Кризис образования. Смена педагогической парадигмы. Первые декреты в области просвещения. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Изменения в системе народного образования. Развитие школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения, создание опытно-показательных учреждений Наркомпроса, комплексные программы ГУСа. Политехнизация общего и профессионального образования. Разработка А.С. Макаренко теории и практики коммунистического воспитания молодёжи.

Принципы и основные направления политики ВКП(б) в области образования в период 30-х гг. Постановления о школе. Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы. Разработка новых учебных планов и программ. Создание стабильных учебников, развитие частных методик. Введение единой системы народного образования в СССР (1934).

Советская школа в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945). Проблемы обучения и воспитания. Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений, изменения в содержании образования. Организация Академии педагогических наук РСФСР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: