Определение. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия

Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия

Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование несоот­ветствия целям, условиям и требованиям адресата

Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действия

Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его

Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений

Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения

Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышлен­но не замечает либо не принимает во внимание слова, дей­ствия или выраженные инициатором воздействия чувства

Открытое и последовательное противопоставление адреса­том своей позиции и своих требований инициатору воздей­ствия

Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия




В. Шпеер, министр фашистской Германии, пишет в своих мемуарах: «Еще в де­кабре 1944 г. нечего было и думать о том, что он (Гитлер. — Е. И.) когда-нибудь выразит желание выслушать мое мнение о бесперспективности дальнейшего про­должения военных действий. Невозможно было представить себе, что он согласит­ся пойти на уступки и пересмотреть свой приказ о применении тактики выжжен­ной земли... В последние недели жизни Гитлер... вышел из состояния оцепенения... Он вновь начал прислушиваться к аргументам, которые прежде безоговорочно отвергал. Но это вовсе не означало, что он снова почувствовал себя внутренне свободным. Гитлер скорее производил впечатление человека, осознавшего, что дело его жизни окончательно погибло; благодаря еще не до конца растраченной энергии он по инерции двигался по накатанной колее, но на самом деле уже мах­нул на все рукой и покорился судьбе» (с. 619).



Человек склонен воспринимать... только то, что соответствует доминирующей эмоции. Воз­никает своеобразный «порочный круг»: содержание того, что воспринимается и вспоминает­ся, усиливает и упрочивает эмоцию. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании эмоции. Человек, которого глубоко задело пережитое уни­жение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие униже­ния, испытанные в прошлом, сосредоточивает свое внимание на том, что существует угроза дальнейших унижений в будущем, и т. п. Это приводит к усилению прошлого переживания. Человек в состоянии глубокого беспокойства замечает в себе и вокруг себя все новые пово­ды для тревоги; в состоянии обиды - все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным; влюбленный - все новые проявления достоинств обожаемого лица; человек, охваченный чувством вины, - все больше подтверждений своей греховности. Именно поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и иных способов рационального воздействия. Из всей сообщаемой информации человек выбирает, воспринимает, запоминает только то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу. Всякие попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслужи­вает испытываемых к нему чувств, как правило, безуспешны и лишь вызывают ощущение не­понимания. В таких случаях важнее помочь человеку разрядить эмоцию, т. е. создать такие условия, при которых наиболее полное выражение эмоции снижает на некоторое время ее интенсивность, после чего появляется возможность устранить источник эмоции и предупре­дить ее повторение. Другой способ выхода из эмоционального порочного круга - образова­ние нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. КуницынаВ. Н., КазариноваН. В., ПогольшаВ. М., 2001, с. 216-217.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: