Личности

Манипулирование связывается с выраженным макиавеллизмом (Domelsmith, Dietch, 1978; А. О. Руслина, 2005, 2007).


Макиавеллический, или манипулятивный, тип личности (название связано с ха­рактеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писа­теля XVI в. Никколо Макиавелли «Государь», где он излагает свои принципы управ­ления, манипулирования людьми) — это смягченный вариант авторитарного типа. Такие люди воспринимают окружающее как далеко не лучший из миров. По их мнению, человек по своей природе зол, люди живут в постоянной вражде друг с дру­гом, и поэтому верить нельзя никому. В этих условиях моральные нормы не при­годны. В войне для достижения цели хороши все средства: и дезинформация, и лесть, и обман, и интриги, и устрашения.

Хорошо, когда тебя любят и в то же время побаиваются, но если этого достичь нельзя, то лучше уж пусть боятся, чем любят, потому что люди, презренные суще­ства, легко разрывают любовные связи, если им это выгодно, в то время как страх наказания всегда удерживает их на привязи.

Макиавелли

Идея использовать понятие «макиавеллизм» применительно к психологии ин­дивидуальных различий возникла у Р. Кристи и Ф. Гейтс {Christy, Geis, 1970) пос­ле проведенного ими контент-анализа трактата Н. Макиавелли. Впоследствии эта особенность личности изучалась многими западными психологами {Ames, Kidd, 1979; Blumstein, 1973; Braginsky, 1970; Cherulnik, 1981; Domelsmith, Dietch, 1978; Greis, 1978; Kraut, 1976; Shepperd, 1997; Sparks, 1994; Wilson, 1996; и др.). Стал изучаться макиавеллизм и отечествеными учеными (В. В. Знаков, 1992, 2000, 2005; Б. Г. Мещеряков и А. В. Некрасова, 2005; С. В. Быков, 2007; В. А. Марченко, 2007 и др.).

Макиавеллизм определяется как циничная, эксплуататорская установка по от­ношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые мо­гут быть использованы для достижения своих целей.

Такая «идеология» приводит к манипулированию другими людьми. Выбор дру­зей, партнеров осуществляется по принципу: «А что я буду с этого иметь?»

Эта черта — стремление манипулировать другими людьми — формируется у человека задолго до наступления взрослости. Так, по данным Кристи и Гейс {Christie, Geis, 1970), индивидуальные различия в макиавеллизме существуют уже в 10 лет.

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков (1990) обращают внимание на то, что может произойти «манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального его (манипулятивного общения. — Е.И.) упо­требления, хорошего владения им и соответственно постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение за единственно воз­можное, единственно правильное, а людей принимать исключительно за марио­неток, фигур в его манипуляциях. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции и тогда, когда это нужно, и когда она совершенно неоправданна... Например, с некоторыми оговорками можно считать профессиональную дефор­мацию учителей и преподавателей частным случаем манипулятивной деформа­ции» (с. 188).






П. И. Мадрак обнаружил, что возраст обратно коррелирует с уровнем макиавеллизма, осо­бенно с такими его компонентами, как лесть и обман. С. Н. Рэй и М. Д. Гапта (S. N. Rai, М. D. Gapta) установили, что уровень макиавеллизма детей зависит от уровня макиавеллизма их родителей. Исследователи Р. В. Иксклайна, Дж. Тибо, С. Б. Хикей и П. Ламперт не обна­ружили различий в нравственном или безнравственном поведении «высоких» и «низких» ма­киавеллистов. Однако было отмечено, что люди с высоким уровнем макиавеллизма более спо­собны выбрать необходимую линию поведения для успешного манипулирования другими, могут умело «подтасовать» информацию о себе, сформировать ложное впечатление. В то же время следует отметить, что исследования, проведенные на русской выборке, показали от­рицательную корреляцию макиавеллизма с нравственными качествами личности (Знаков, 2005). Это можно объяснить как тем, что в системе ценностей макиавеллистов в принципе такие понятия, как доброта, нравственность, незначимы, так и тем, что макиавеллисты чест­но оценивают себя и, понимая, что достигают своих целей в общении неодобряемыми спосо­бами, честно признаются в том, что их нравственные качества не на высоте.

Мещерякова С. С, 2007, с. 360.

Сказанное выше означает, что манипуляция — это не всегда плохо. Большое число профессиональных и педагогических задач подразумевает именно манипу-лятивное общение.

Манипуляция является достаточно распространенным явлением в общении преподавателей и студентов... Наибольшие затруднения преподаватели испытывают, когда студенты пыта­ются вызвать у них чувство жалости, прибегают к родственным связям или к общим знако­мым, часто отпрашиваются с занятий под надуманным предлогом, используют давление сту­денческой группой, предлагают взятку или намекают на готовность дать ее. Студенты льстят, дарят подарки, предлагают физическую помощь в каком-либо деле, обещают исправиться в следующем семестре и многое другое. Выбор манипулятивных приемов во многом определяется особенностями личности са­мого преподавателя. Информацию о них студенты получают как из поведения преподавате­ля, так и от старшекурсников, а также по другим неофициальным каналам. В качестве мише­ней воздействия на преподавателей последние называют свою «мягкость характера», «доброту», «отзывчивость», «лояльность» и т. п. 66% опрошенных преподавателей не сомневаются в том, что и сами манипулируют сту­дентами... Основными приемами скрытого управления, которые используют педагоги, назва­ны: попытки заинтересовать предметом, расположить к себе, а также упоминание о зачете или экзамене («запугивание»), «завышение или занижение оценок» и т. п. 68% преподавателей считают, что следует различать манипуляцию и скрытое управле­ние человеком ради его же блага. 26% преподавателей рассматривают манипуляцию как выражение естественной потребности человека влиять на других людей. Лишь 6% опрошен­ных полагают, что любая манипуляция безнравственна. ТарелкинА. И., 2005, с. 325-326.


Манипулятивная личность может быть хорошим руководителем и админист­ратором, так как умело защищает интересы своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами, поскольку эти интересы стали ее личными, и свои соб­ственные эмоции она может игнорировать столь же легко, как и чужие, оставляя в действии лишь «чистый разум», анализ, расчет.

В ряде исследований показано, что макиавеллизм выражен в большей степени у мужчин. Это подтвердилось и в исследовании Д. Б. Катунина (2005) на выбор­ке в 525 человек. Однако данная закономерность проявилась только до 45 лет. Начиная с этого возраста женщины не менее охотно, чем мужчины, переносят ма­киавеллевские установки на взаимоотношения людей.

С. В. Быков (2007) отметил, что высокий уровень макиавеллизма характери­зуется «мягкими» социальными установками по отношению к моральным нормам.

В заключение обсуждения вопроса о формах воздействия (влияния) и спосо­бах защиты от него приведу обобщающую табл. 6.2 из работы Е. В. Сидоренко (1998).

Таблица 6.2. Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической

конструктивности-неконструктивности





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: