double arrow

Коммуникативная культура

Эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников общения. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Ю. В. Жуков (1988) выделяет три груп­пы правил, составляющих коммуникативную культуру.

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. Этикет­ные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.

Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимно-личностное и т. д.

Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не опреде­ляют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

Признаком культуры общения является вежливость. Вежливость — это обра­щение с людьми, учитывающее их потребности быть оцененными и защищенными; соблюдение правил приличия, учтивость, уважительность, тактичность, дели­катность.

Вежливость особенно важна, когда нужно сказать человеку что-то такое, от чего он может «потерять лицо»: сделать замечание, покритиковать. Такие высказы­вания называют действиями, угрожающими репутации. Цель вежливости состоит




не в том, чтобы избегать этих действий, а в том, чтобы уменьшить или устранить коммуникативные проблемы в разговорах и отношениях, которые могут быть ре­зультатом высказываний, угрожающих репутации.



Вежливость - это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, что­бы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, ка­ких сам не желаешь принять от этого другого. Вежливость - необходимая машинная смазка, без которой механизм человеческих отношений перегревается и отказывает на ходу. Успенский Л. Вежливость - какая ты? //Ленинградская правда. 1968. 2 апреля.


Решение быть вежливым базируется на учете трех факторов:

1. Насколько хорошо собеседники знают друг друга и каков их статус. Чем меньше они знакомы и чем выше их статус, тем большие прикладывают они усилия, чтобы быть вежливыми.

2. Какую власть имеет слушатель над говорящим. Большую вежливость про­являют в отношении людей, обладающих властью.

3. Существует ли риск навредить собеседнику. Большинству людей не нравит­ся намеренно говорить собеседнику такое, от чего он может «потерять свое лицо».

Вежливость исключает императивные высказывания (приказ, требование). Ее проявление связано с просьбой («Я был бы вам очень признателен, если бы...», «Пожалуйста...», «Будьте добры...»), благодарностью за услуги («Благодарю», «Спа­сибо»), извинением за причиняемые хлопоты или создание каких-то неудобств («Простите, я не хотел...», «Извините, но я вынужден...»), тактичностью, уважи­тельным отношением, основанным на признании достоинств другого человека.



Самым действенным и надежным средством для снижения психического дискомфорта и «со­хранения лица» в ситуации просьбы является вежливость. Согласно «теории вежливости», созданной Пенелопой Браун и Стивеном Левинсоном, просьба, выраженная в вежливой фор­ме, не угрожает самосознанию ни просителя, ни адресата просьбы. К тому же вежливые просьбы и требования позволяют наиболее эффективно добиться уступчивости и согласия (Brown, Levinson, 1987). «Теория вежливости» дает возможность понять такую форму уступчивости, которую Элен Лангер называет «бездумной» (Langer, 1989). Ее проявляют в тех случаях, когда человек ис­полняет просьбу, мало над ней задумываясь, автоматически. Ведь если, согласно Браун и Левинсону, «сохранение лица» зависит от степени вежливости просителя, то, вероятно, ког­да форма просьбы в полной мере соответствует нашим представлениям о вежливости, мы проявляем готовность уступить, даже не анализируя сущность самой просьбы. Просьба ис­полняется нами бездумно. Результаты многих исследований говорят о том, что люди очень чувствительны к тому, в какой форме на них пытаются оказать влияние. Следовательно, во многих ситуациях для человека важнее не то, о чем его просят, а то, как просят.

Семечкин Н. И., 2004, с. 208.




Невежливость проявляется, когда человек первым протягивает руку для пожа­тия при встрече с женщиной и начальником, первый садится в их присутствии, перебивает партнера при разговоре, не извиняется за несвоевременное вторжение и т. д.

Своеобразным проявлением невежливости является назойливость, т. е. на­вязчивость, надоедливость, приставание с просьбами и требованиями, не счита­ясь ни с желаниями, ни с временем, ни с возможностями того лица, к которому обра­щаются.

Грубость, доходящая порой до хамства, т. е. не просто грубого, но и наглого поведения, не способствует эффективному воздействию на другого человека, так как вызывает у него желание противодействовать внешнему давлению для защи­ты собственного Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: