Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися

Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотноше­ний с учащимися в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются и поэтому спра­виться с ними можно только строгим, а порой и жестоким обращением. С другой стороны, учащиеся жалуются, что учителя их обзывают, игнорируют, издеваются.



Неужели учителя не знают этой истины? Относятся к крошке, как к преступнику. Когда в шко­лу пошел мой сын, тихий, домашний мальчик, учительница в 1-м классе объявила ему бой­кот. Запретила с ним играть, разговаривать. А все потому, что малыш посчитал себя неспра­ведливо наказанным и отказывался ходить в школу.

Смирнова, мама бывших школьников (Новосибирск)

Пишет ученица средней школы. У нас есть учительница, очень злая. Когда идешь к ней на урок, то сердце в пятки уходит и начинается дрожь в коленках. Она может оскорбить ученика без особых причин при всем классе. С ней нельзя спорить, так как она может потрепать тебя. Оценки она ставит в зависимости от настроения. И создается впечатление, что она сама не знает материала. Без подписи (Курск) Источник: Комсомольская правда». 2002. 25 апреля


Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, по­этому остается для учителя непонятной.

Со школьниками младших классов причинами конфликтов (из-за непринятия учащимися требований учителя) могут быть:

1) смысловой барьер, возникающий по поводу того, что ребенок иначе смот­рит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке), или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл (кажет­ся придиркой, насмешкой); если, например, учитель предъявляет требова­ние в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по по­воду формы выражения требования переносится и на его содержание;

2) требование теряет побудительную силу вследствие того, что оно повторя­ется учителем слишком часто, по каждому пустяку;

3) требование кажется ребенку непосильным или он считает, что для его вы­полнения нет условий;

4) неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями послед­него; это определяет соответствующую негативную установку на то, что го­ворит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять).

У подростков появляются новые причины конфликтов с учителями, в частно­сти расхождение представлений о характере своих прав и степени самостоятель­ности. Например, разница между поколениями заметно проявляется по вопросам: моды, способов развлечения, отношения к сексу, наркотикам, жизненных ценно­стей. Попытки учителей административно решить вопрос, в чем приходить в шко­лу, какие украшения на себя надевать и т. п., приводят лишь к конфликтам, но не достигают цели.

Наличие у подростков завышенной самооценки при низких оценках их воз­можностей и личностных свойств, получаемых от учителей, тоже приводит к не­довольству и конфликтному поведению.

У старших школьников причиной конфликтов с учителем могут быть выстав­ляемые последним отметки, несогласие с ними.

Конфликтное поведение учащихся выражается в действиях и поступках, на­правленных на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать достижению цели и намерения учителя. Упорство учителя в осуществлении своего намерения вы­зывает еще большее сопротивление учащихся в виде разных форм протеста и не­послушания. Если учитель не меняет свою тактику взаимоотношений с учащимися. то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм учащихся — все более упорным. Возникает уже не острый, а хронический конфликт, перехо­дящий во вторую стадию деструктивной фазы.

Эта стадия, недопустимая во взаимоотношениях учителя с учащимися, характе­ризуется повышением активности оппонентов при резком ослаблении самоконтро­ля, нарушением восприятия реакций партнера вплоть до полного искажения смысла его слов и жестов, уходом от предмета спора и переходом на личности и оскорбления.




На этой стадии сами конфликтующие стороны вернуться к конструктивному об­суждению уже не могут. Процесс стал неуправляемым и необратимым.



Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между пред­ставлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорбле­ниям со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию объективности в оценке знаний учеников; завышенным требованиям. По мнению учителей, основные причины их кон­фликтов с учениками связаны с нарушением дисциплины на уроках, плохим выполнением домашних заданий; нездоровыми отношениями в классе. Нетрудно заметить, что каждый из участников видит причины возникающих конфликтов в противостоящей стороне и возлагает на нее ответственность за их разногласия. Тенденция педагогов возлагать ответственность за возникающие конфликты на учеников обнаруживает явную связь со стажем работы учителя: она оказалась самой высокой в группе молодых учителей со стажем работы до 5 лет; далее, в группе учителей со стажем от 6 до 10 лет, наблюдается ее ослабление, и наконец, среди педагогов со стажем свыше 10 лет эта тенден­ция вновь возрастает, причем с заметным увеличением количества негативных сужде­ний в адрес учеников. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000, с. 242.


Условия, способствующие возникновению конфликтов. На уроках имеются как объективные, так и субъективные условия, предрасполагающие к конфликту.

Объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникно­вения конфликтов. В их число входят: плохие условия проведения урока; однооб­разие учебных заданий; нечеткая организация урока; невнятные пояснения, дава­емые учителем; грубость со стороны учителя, нарушение дисциплины учащимися и т. д.

К субъективным условиям можно отнести типичные искажения восприятия партнера по общению в конфликтной ситуации, а именно:

1. «Иллюзия собственного благородства», когда ученик и учитель считают, что ведут себя образцово, но являются жертвой злобного противника. В боль­шинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, в готовности разрешить конфликт и убеждены, что все дело в оппоненте, который этого не хочет.

2. «Поиск соломинки в глазу другого». Преподаватель, конфликтующий с уче­ником, как правило, в деталях рассказывает, как тот грубо разговаривал, держал руки в карманах, ехидно улыбался. Он замечает малейшие нюансы в поведении ученика. А на вопрос: «А как вели себя вы?» нередко возмущен­но отвечает: «А при чем здесь я, ведь мы разбираем поведение школьника».

3. «Двойная этика». Человеку свойственно приукрашивать собственное пове­дение даже перед самим собой. Собственные действия мы стараемся пред­ставить как разумные, уважительные по отношению к оппоненту, а чужие — как недопустимые, нечестные.


4. «Все ясно». Нередко обе стороны упрощают ситуацию конфликта, пресле­дуя одну и ту же цель: представить, что мои действия правильны, а вот оппо­нент ведет себя непозволительно, неадекватно ситуации.

В качестве субъективных предпосылок конфликта выступают также отрица­тельное отношение учащихся к урокам по данному предмету, антипатия в отно­шениях между учителем и учащимися (в народе говорят: «Было бы плохое отно­шение к человеку, а повод для ссоры найдется»), их личностные особенности. Может иметь значение, например, несовпадение темпераментных особенностей учителя и учащегося. Если учитель подвижен и решителен, то его раздражает ос­новательный и медлительный ученик, и наоборот, если учитель сам основателен и нетороплив, то его раздражают поспешность и торопливость учащегося. Конф­ликтность как черта личности тоже имеет значение для легкости возникновения конфликтов. Она базируется на более частных особенностях личности: обидчи­вости, вспыльчивости, бескомпромиссности, подозрительности.

По данным Л. А. Семчук (1992), в конфликтной ситуации проявляются разные стили взаимодействия учителей с учащимися. У подавляющего большинства про­дуктивных учителей с адекватной оценкой учащихся и адекватной самооценкой выявлен стиль взаимодействия «сотрудничество». У продуктивных учителей с адекватной оценкой учащихся и заниженной самооценкой выявлены стили «ком­промисс» и «избегание». Последний стиль выявлен и у продуктивных учителей с адекватной оценкой учащихся и завышенной самооценкой.

Деструктивные учителя с заниженной оценкой учащихся и завышенной само­оценкой используют стиль «соперничество», а деструктивные учителя с занижен­ной оценкой учащихся и заниженной самооценкой — стиль «приспособление». В основном эти учителя используют угрозы, обвинения, нотации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: