Управление учителем конфликтом между учащимися

Часто на уроках физкультуры и занятиях в кружках конфликты возникают между учащимися из-за нехватки инвентаря, из-за овладения местом для работы и т. п. Учитель должен вмешаться в этот конфликт и прекратить его. Для этого существу­ет несколько способов:

1. Устранить реальный предмет спора (например, мяч для игры).

2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо при готовности кон­фликтующих подчиниться его решению.

3. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.




4. Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы всту­пить в непосредственное взаимодействие (драку).

5. Спросить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость; показать негативные стороны конфликта и его последствий для самих конфликтующих, для людей, мнением которых они дорожат; показать, как этот конфликт выглядит со стороны).

6. Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны).

7. Убедить в необходимости уступки другому: «Ты мальчик, должен, как джентль­мен, уступить девочке».

8. Попытаться свести причину конфликта к юмористической или гротескно-сатирической стороне.



Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан-Калику, 1987) Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они - отно­шения - первичны в педагогическом взаимодействии. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач... Такое замыкание педагогического общения только на функциональных осо­бенностях ведет к тому, что учитель стремится к общению, так сказать, «от себя»: «Мне это нужно... Это связано с педагогическими целями...», а ребенок с его интересами и чаяниями незаметно ускользает из поля педагогического видения. Очень важно строить педагогическое общение с детьми не «от себя», а «от них». Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся. Это значит, что надо учитывать инди­видуально-типологические особенности школьника, его позицию в классе, систему межлич­ностных отношений с другими одноклассниками. Помните - это так же важно, как и отобрать верные методы обучения и воспитания. Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать толь­ко одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный «репертуар» общения, т. е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания содействия. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится в какой-то мере отстаивать собственную самостоятель­ность и значительность во взаимоотношениях. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Умейте слушать детей. Надо выслушивать до конца, даже если школьник, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к лично­сти ребенка.






Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию общения как нечто стабильное. Доказывая неверность мнения ученика, не задевайте недостатки его характера. Учитывайте большую эмоциональность и ранимость девушек. Они негативно реагируют на прямое педагогическое воздействие, поэтому необходимо выстраивать систему косвен­ного влияния. Избегайте штампов в общении с детьми. Не забывайте, что в процессе многолетнего общения с классом мы порой привыкаем к сложившимся стереотипам общения и невольно переносим их из года в год. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам -это не только мешает вашим взаимоотношениям с ними, но и отрицательно сказывается на общей атмосфере в коллективе. Чаще улыбайтесь детям. Это говорит о том, что вам встреча с ними приятна. Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобре­ние, похвала, поощрение. Это ведет к тому, что школьник начинает связывать с вашей лично­стью собственные положительные эмоциональные переживания. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Позитивное, доброжелательное отношение к учащимся существенным образом влияет на восприятие ими нашего поведения, собствен­ной деятельности, каждого микроэлемента педагогического процесса. Если вы чувствуете, что назрела необходимость в индивидуальной беседе с учащимся, помните, что необходимо разработать стратегию и тактику предстоящего разговора. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности; не упо­требляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: