double arrow

На общение


Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии (Василькова, 1997). Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента (Keef, 1973).

Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталки­вающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер пси­хологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им гро­зят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (Харди, 1988). Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отде­ления наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоцио­нального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и стоматологов (Малышева, 2000). Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экст­ремальных ситуациях.

Как показано И. Харди, медицинские сестры имеют разные типы эмоциональ­ности. Так называемая «сестра-рутинер» не сопереживает больным, не сочувству­ет им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невро­тическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, как бы обиженными на ни в чем не повинных больных. Их преследует страх заразить­ся или заболеть «тяжелой болезнью». Пожалуй, только сестра материнского типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива.






Отношение врача к больному не может определяться только эмоциями. Поведение врача, особенно когда он вынужден действовать быстро и решительно, обычному человеку может показаться равнодушным и холодным. Для гуманного отношения врача к страдающему боль­ному скорее характерно понимание его субъективного состояния, чуткое, но не многослов­ное сочувствие, щадящее обращение при обследовании и лечении, чем полное и явное сли­яние с его болями до такой степени, чтобы врач сам переживал эмоциональный шок. Конечный Р., БоухалМ., 1974, с. 233.


Исследования эмпатии медицинских сестер, проведенные в нашей стране, одно­значно показали только одно: у них нет очень высокой эмпатии. В остальном дан-


ные получились довольно противоречивыми. Суммарная эмпатийность медицин­ских сестер, определенная по методике В. М. Русалова, оказалась средней (Круг-лова, 2000), определенная по методике А. Мехрабяна — чуть выше средней (Бал-машнова, 2000) или ниже средней (Шилова, 2000).

Обнаружились некоторые различия в эмоциональной сфере сестер, работающих в отделениях реанимации, и сестер, работающих в поликлинике или в терапии. Хотя у всех сестер уровень тревожности средний, у первых он все же несколько выше, что можно связать со спецификой их работы в экстремальных ситуациях. У сестер из отделения реанимации выше и способность к эмоциональной иденти­фикации с больными, но ниже эмоциональная устойчивость (Круглова, 2000; Ши­лова, 2000).



У врачей эмпатийность была несколько выше, чем у медицинских сестер, а по нейротизму различий не выявлено (Балмашнова, 2000).

По мере обучения в вузе у будущих врачей, по данным А. П. Васильковой (1999), меняется эмоциональное состояние: от беспечности, расслабленности, безмятеж­ности у первокурсников наблюдается сдвиг в сторону тревожности, напряженно­сти и большей душевной мягкости у третьекурсников. Очевидно, это обусловле­но тем, что с третьего курса студенты-медики начинают общаться с больными. Так, сопоставление эмпатийности будущих врачей — студентов медицинского вуза и отношения к больным, с которыми студенты имели контакт в течение двух не­дель, показало, что у высокоэмпатичных студентов положительное отношение к больным возрастало по сравнению с первым впечатлением, в то время как у 50% низкоэмпатичных отношение не менялось либо наблюдалось ухудшение отноше­ния к больному (Василькова, 2000).







Сейчас читают про: