Типы привязанностей

Эйнсворт с коллегами выделили три типа привязанности: группа А — «избегаю-ще-привязанные», группа В — «безопасно-привязанные», группа С — «амбивалент­но-тревожно-привязанные». Группа А реагировала на возвращение объекта при­вязанности менее позитивно и более негативно при его уходе, чем группа С; группа В отличалась от других меньшим гневом и большей склонностью к сотрудниче­ству (Ainsworth et al, 1978). К группе А относятся 21% детей, к группе В — 65%, к группе С — 14%.

У детей группы А матери избегали телесного контакта с ребенком, чаще про­являли гнев и были менее эмоционально экспрессивны по сравнению с другими матерями (Ainsworth, 1978). Матери детей группы С тоже проявляли меньшую восприимчивость и отзывчивость в отличие от матерей детей группы В. Эйнсворт объясняет различия в типах привязанности детей не врожденными особенностями, а различиями в поведении матерей при общении с ребенком.

Это мнение нашло подтверждение в исследовании Шейвера с коллегами (Shaver et al., 1988). Ими показано, что люди с «избегающим» типом привязанности по




сравнению с имеющими «безопасный» тип описывают своих матерей как требо­вательных, менее уважительных и более критичных. Отцы «избегающими» харак­теризовались как незаботливые и принуждающие, а отношения между родителя­ми — как лишенные эмоций. Тревожно-амбивалентные описывали своих матерей в отличие от «безопасных» как назойливых и несправедливых, отцов — как не­справедливых и угрожающих, а их супружеские отношения — как несчастливые. У тревожно-амбивалетных, по сравнению с избегающими, матери более приятные и отзывчивые, а отцы — более несправедливые и эмоциональные.



Типы привязанностей Примерно 7 детей из 10 (примерно столько же взрослых) демонстрируют прочную привязан­ность (secure attachment} (Baldwin etal., 1996; Jones, Cunningham, 1996; Mickelsonetal., 1997). Если взрослые, склонные к привязанности этого типа, в детстве оказывались в незнакомой обстановке (обычно это была игровая комната в лаборатории), они спокойно играли, если там находились их матери, и с удовольствием изучали тот странный мир, в который попали. Если мать уходила, ребенок впадал в отчаяние, а когда она возвращалась, он мчался к ней навстречу и прижимался к ней. Потом успокаивался и возвращался к тому занятию, от кото­рого он отвлекся (Ainsworth, 1973,1979). Многие исследователи полагают, что подобный стиль привязанности есть, если так можно выразиться, модель, прообраз близких отношений, ко­торые будут у этого ребенка, когда он станет взрослым. Взрослые, склонные к подобным привязанностям, без труда создают близкие отношения и не боятся ни стать слишком зави­симыми, ни потерять любимого человека. Они способны поддерживать длительные любов­ные связи, приносящие удовлетворение, в том числе и сексуальное (Feeney, 1996; Feeney, Noller, 1990; Simpson etal., 1992). Примерно 2 из 10 детей и взрослых демонстрируют сдержанную привязанность (avoidarA attachment). Несмотря на внутреннее возбуждение, дети, испытывающие сдержанную при­вязанность, не демонстрируют ни большого волнения при разлуке с теми взрослыми, кото­рые заботятся о них, ни большой радости при встрече с ними. Вырастая, такие дети превра­щаются во взрослых, склонных как можно меньше вкладывать в отношения с другими людьми и вступать с ними в длительные отношения. Они склонны к случайным сексуальным связям без любви. По мнению Кима Бартоломью и Леонарда Горовица, люди избегают близких от­ношений либо потому, что боятся («Я чувствую себя некомфортно, если отношения становят­ся близкими»), либо потому, что стремятся к независимости («Для меня очень важно чувство­вать себя независимым и самодостаточным») (Bartholomew, Horowitz, 1991). Примерно один ребенок и один взрослый из 10 демонстрируют тревожность и двойствен­ность, характерные для тревожной привязанности (insecure attachment). Оказавшись в не­обычной ситуации, они с тревогой льнут к своим матерям. Стоит матери уйти, как ребенок начинает плакать, но когда она возвращается, он может либо не обратить на нее внимания, либо проявить враждебность. Став взрослыми, тревожно-амбивалетные дети не очень дове­ряют окружающим, а потому зачастую ревнивы и ведут себя как собственники. Они могут регулярно ссориться с одним и тем же человеком и бурно, гневно реагируют на все обсужде­ния конфликтных ситуаций (Cassigy, 2000; Simpson etal., 1996). Некоторые исследователи объясняют разные типы привязанности родительскими реак­циями. Дети чутких, отзывчивых матерей - женщин, которые внушают им мысль о том, что окружающему миру можно доверять, - обычно демонстрируют прочную привязанность






{Ainsworth, 1979; Erikson, 1963). В юности дети заботливых и внимательных родителей чаще создают со своими романтическими партнерами теплые и дружеские отношения (Conger et а/., 2000). Другие исследования не исключают и того, что разные стили привязанности могут быть следствием разных темпераментов, «доставшихся» при рождении (Harris, 1998). С чем бы ни было связано существование разных типов привязанности, тип детской привязанности (к тем взрослым, которые заботятся о них), судя по всему, действительно закладывает фун­дамент отношений, которые сложатся в жизни взрослого человека. МайерсД., 2004, с. 540-541.


Эйнсворт выдвинула гипотезу, согласно которой чувствительность матери оказывает большое влияние на формирование типа привязанности ребенка. Дети с безопасной привязанностью в большинстве случаев имели матерей, которые чутко реагировали на их потребности и обладали способностью к эмоциональной экспрессии. Матери «сопротивляющихся» детей были заинтересованными, но часто неверно понимали поведение своих чад. Кроме того, им было свойственно непостоянство в обращении с ребенком, вследствие чего ребенок не мог с уверен­ностью рассчитывать на эмоциональную поддержку матери. Наконец, матери «из­бегающих» детей либо не проявляли к ним интереса, либо проявляли чрезмерное внимание даже тогда, когда ребенок этого не хотел.

Однако эта гипотеза Эйнсворт подверглась критике в связи с тем, что она не учитывала роль самого ребенка в формировании привязанности.

Другая гипотеза (темпераментная) делала акцент на роли ребенка (Kagan, 1974): на тип привязанности влияет темперамент ребенка. Но и эта гипотеза не получи­ла достаточного подтверждения. В частности, согласно ей, ребенок должен пока­зывать одинаковую привязанность к отцу и матери, чего часто не наблюдается.

Некоторые ученые склонны считать, что на тип привязанности влияет и стиль заботы матери, и темперамент ребенка.

Некоторые психологи считают привязанность важнейшим фактором развития ребенка. Они полагают, что разлучение с объектом привязанности даже на корот­кий срок может привести к тяжелым последствиям, и чем продолжительнее раз­лука, тем выше вероятность появления аномалий в психическом развитии ребен­ка (Bowlby, 1973).

Эта точка зрения подверглась резкой критике многими учеными, считающи­ми, что выводы, сделанные сторонниками «концепции привязанности», тенден­циозны (Clarke, Clarke, 1976; Kagan, 1976; Rutter, 1976). Дж. Дуглас (Douglas, 1975), например, показал, что в обычных условиях по меньшей мере один из трех детей в раннем детстве разлучается на некоторый срок с родителями и это не влияет на его дальнейшее развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: