| Страна | Тип средней школы | Тип образования |
| Великобритания | Грамматическая школа Публичная школа | Классическое образование Гуманитарное образование |
| Гимназия | Классическое образование | |
| Пруссия | Реальное училище | Реальное образование |
| Современная школа | Интегрированное образование с элементами классического и реального | |
| Франция | Коллеж Лицей | Классическое образование |
Крупным достижением национальных образовательных систем следует считать создание государственных женских учебных заведений. Развитие женской школы шло тем же путем, что и мужской: первоначальное доминирование классического образования, усиление позиций современной школы, возникновение бифурцированного образования.
Таким образом, в конце XIX в. в большинстве европейских стран создаются национальные системы образования. Повсеместно расширяется участие государства в развитии школьного образования: в его управлении, финансировании, регламентации различных аспектов функционирования школы как социального института.






