double arrow

Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х-XVII вв.)

В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:

киевский (Х-ХIII вв.);

московский (ХIV-XVII вв.).

На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочис­ленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народ­ности и государственности, в качестве официальной религии при­нимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия оп­ределил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованно­сти, негативно относящейся к светским знаниям. И так как это был период расцвета Византии, то смешение славянской языче­ской культуры со зрелым восточным христианством дало любо­пытный сплав древнерусского православия с оригинальной кон­цепцией воспитания человека.

Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культу­ру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребо­ванной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распространи­лось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью и религиозной нетерпимостью. Ла­тинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями. Начальное образо­вание получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспита­ние. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учите­лей приглашались священники. Важнейшей стороной воспита­ния ребенка было его приобщение к православию. Основы хри­стианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были вос­питывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия на­правлялись на нравственное и духовное совершенствование че­ловека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учить­ся ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению.

Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагоги­ческую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим об­разом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только чита­лись, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по матема­тике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре ариф­метических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь насторо­женно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». Они в XI—XIII вв. открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужские, так и женские, основная задача их — «освоение книжной мудро­сти». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Мо­настыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, вклю­чавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавших­ся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].

В Х-Х1 вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической лите­ратуре того времени содержались советы о воспитании у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание стар­ших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, яв­ляется «Изборник Святослава» (1073), которая содержала эле­менты знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, из­ложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть зна­ниями в духе византийской образованности.

Оригинальный педагогический памятник XII в. «Поучение князя Владимира Мономаха детям», который представляет собой своеобразный свод правил нравственного воспитания того време­ни. Князь дает советы своим детям как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

Развитие культуры славян в XIII—XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского наше­ствия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книж­ности и образованности, поскольку были освобождены от по­винностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подверг­шиеся нашествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество). В Нов­городе была развита переписка книг, а профессия «книжника» становится чрезвычайно популярной у новгородских ремеслен­ников. Рукописные книги покупали не только состоятельные новгородцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населе­ния свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, об­наруженные в ходе археологических раскопок. На них велась ча­стная и деловая переписка новгородцев.

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направ­ленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».

В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод сладкий», «Всем угождать — зло» и пр.

В «Домострое», содержащем советы относительно устройства жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвящен воспитанию детей.

В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная пе­чатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала усовершен­ствованную систему обучения грамоте и элементарную грамма­тику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставле­ния о том, как учить детей.

К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного ин­ститута.

Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки.

Обучение было сословным по целям и содержанию. Государ­ственные и церковные институты были слабо развиты и не ис­пытывали потребности в подготовке специалистов. Как следст­вие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — не­грамотными.

Социально-экономическое развитие России во второй поло­вине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотно­сти и светских знаний. Расширение дипломатических л торговых связей с Западной Европой, вовлечение страны в орбиту европей­ской политики ставило задачу приобщения к западноевропей­ской культуре и науке, освоения их ценностей. При монастырях и церквах растет численность начальных школ, обучавших чте­нию и письму В этот период появляется большее число руко­писных книг — азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения.

Во второй половине XVII в. в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом мона­стыре под руководством Епифания Славинецкого в 1653 г. от­крывается греческая школа, в 40-е годы при Андреевском мона­стыре боярином Ф.М. Ртищевым — греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого в 60-е годы XVII в. — школа повышенного типа. Греческие школы, училища переводчиков открывались при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе, поскольку существовала потребность в людях, знающих языки.

В 1615 г. в Киеве была открыта Киево-братская коллегия. Позже она получила права академии. В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славян­ский, польский), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пе­ние, в средних — поэзия и риторика, в старших — философия и богословие. Киевская академия была крупным культурным центром, оказавшим большое влияние на развитие просвеще­ния. Она дала не только многих деятелей в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), но и послужила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.

В 1687 г. создается первое высшее учебное заведение в Москве — Славяно-греко-латинская академия. Инициатор ее создания — из­вестный просветитель -Симеон Полоцкий. Он составил устав академии, предусматривающий открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета. Со­гласно уставу, академия должна была готовить православных свя­щенников, государственньк служащих, преподавателей. В акаде­мию принимались «всякого чину люди», среди учеников были вы­ходцы из Украины и Польши. Предусматривалось преподавание семи свободных искусств, древних языков, богословия. Большую роль в становлении академии ^ыграли два ученых греческих мо­наха — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, имевшие степе­ни докторов Падуанского университета. Они подбирали учите­лей для академии, вели риторику и философию, писали учебни­ки по грамматике и риторике, ориентируясь на учебные- книги западноевропейских университетов. Учебный материал препод­носился в духе канонов православного учения. Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвеще­ния. Среди ее выпускников — известные деятели Русской право­славной церкви, дипломаты, зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир.

В России XVII в. границы между средними и высшими шко­лами были размыты.

Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обуче­нию и образованию, имевшие место во второй половине XVII в.:

латинское направление (Симеон Полоцкий, С. Медведев);

грекофильское направление (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев);

старообрядческое направление (протопоп Аввакум и его по­следователи).

В целом преобладала ориентация на греческую школу, визан­тийскую систему образования. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, гре­ко-римская традиция пускает корни в среде высшей знати, бояр, служащих в Посольском приказе. Своеобразным мостом к куль­туре Западной Европы выступала польская культура.

На Украине и Беларуси, которые до середины XVII в. входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, просвещение и педагогическая мысль развивались в условиях сосуществования и противоборства Римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства.

Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, като­лические, протестантские, униатские, братские и др.

Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело.

В конце XVI — первой половине XVII в. возникают братские школы — учебные заведения при братствах, национально-ре­лигиозных общественных объединениях православного украин­ского и белорусского населения. Известны братские школы во Львове (1585), Вильно (1585), Киеве (1615), Могилеве (1590), Луцке (1617).

Обучение в школах делилось на две ступени. Младших школь­ников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. Некоторые школы имели типогра­фии. Деятельность братских школ способствовала подъему куль­турной жизни и сохранению национального самосознания. Неко­торые историки считают, что братские школы — своеобразный компромисс между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение националь­ных традиций, эти школы перенимали некоторые формы запад­ноевропейского образования и культуры [3, с. 156].

Вопросы и задания

1. Назовите особенности воспитания в первобытном обществе.

2. Назовите общие и специфические черты воспитания в Спарте и Афи­нах.

3. Каких великих древнегреческих философов, занимавшихся вопроса­ми воспитания, вы знаете?

4. Назовите отличительные особенности воспитания в Древнем Риме.

5. В чем вы видите влияние традиций греко-римского воспитания на ста­новление и развитие европейской практики образования?

6. Охарактеризуйте основные типы, устройство и программы обучения церковных школ раннего Средневековья.

7. Назовите дисциплины, входившие в курс семи свободных искусств.

8. Что вы знаете о системе рыцарского воспитания в эпоху Средневековья?

9. Расскажите о возникновении первых европейских университетов.10. Проанализируйте развитие школы и педагогической мысли в эпоху Возрождения.

11. В чем заключалась самобытность воспитания в Древней Руси?

12. Почему древнерусское государство не унаследовало традиций антич­ного образования?

13. Какие литературные памятники являются источниками сведений о воспитании в Киевской и Московской Руси?

14. Назовите и охарактеризуйте первые учебные заведения, возникшие в России в XVII в.

15. Что вы знаете о братских школах?

Литература

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья:

В 2 т. М., 1994.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.: Высшая школа, 1988.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.

4. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1962.

5. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1986.

6. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.

7. Каптерев П.Ф. История русской педагогии, 2-е изд. Петербург, 1915.

8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педаго­гики: Учебник. М.: Просвещение, 1982.

9. Корнетов Г,Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.

10. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образова­ния: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.

11. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002.

12. Мещеряков В.П. Братские школы Белоруссии. Мн., 1977.

13. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч. 1. Гл. 3.

14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Пе­дагогика, 1989.

15. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.

16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Да­выдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1.

Глава 2

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (ХVII-ХIХ вв.)

2.1. Становление научной педагогики

В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодализма к новой общественно-эко­номической формации — капитализму. В недрах феодального общества зарождаются новые общественные и духовные ценно­сти, новые подходы к воспитанию и образованию. Растет крити­ка сословной школы, общее недовольство состоянием образова­ния, его оторванностью от жизни. Вопросы образования не мо­гут не волновать философов, представителей науки, культуры. В этот период появляется значительное количество фило-софско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного челове­ка, пытаются выявить закономерности этого процесса, предла­гают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и пе­дагогику к меняющимся условиям.

Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выде­ления педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот пери­од появляется целая плеяда блестящих мыслителей, которые за­ложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: