В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:
киевский (Х-ХIII вв.);
московский (ХIV-XVII вв.).
На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.
В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как это был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека.
|
|
Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распространилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью и религиозной нетерпимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.
Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению.
|
|
Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.
Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». Они в XI—XIII вв. открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужские, так и женские, основная задача их — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом ученикам сообщались сведения из истории различных стран и окружающей природы.
Образование повышенного типа можно было получить самостоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].
В Х-Х1 вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической литературе того времени содержались советы о воспитании у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является «Изборник Святослава» (1073), которая содержала элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.
Оригинальный педагогический памятник XII в. — «Поучение князя Владимира Мономаха детям», который представляет собой своеобразный свод правил нравственного воспитания того времени. Князь дает советы своим детям как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуманными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.
Развитие культуры славян в XIII—XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, поскольку были освобождены от повинностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подвергшиеся нашествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество). В Новгороде была развита переписка книг, а профессия «книжника» становится чрезвычайно популярной у новгородских ремесленников. Рукописные книги покупали не только состоятельные новгородцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. На них велась частная и деловая переписка новгородцев.
|
|
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».
В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод сладкий», «Всем угождать — зло» и пр.
В «Домострое», содержащем советы относительно устройства жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвящен воспитанию детей.
В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей.
К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института.
Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки.
Обучение было сословным по целям и содержанию. Государственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как следствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — неграмотными.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. Расширение дипломатических л торговых связей с Западной Европой, вовлечение страны в орбиту европейской политики ставило задачу приобщения к западноевропейской культуре и науке, освоения их ценностей. При монастырях и церквах растет численность начальных школ, обучавших чтению и письму В этот период появляется большее число рукописных книг — азбуковников, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения.
|
|
Во второй половине XVII в. в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом монастыре под руководством Епифания Славинецкого в 1653 г. открывается греческая школа, в 40-е годы при Андреевском монастыре боярином Ф.М. Ртищевым — греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого в 60-е годы XVII в. — школа повышенного типа. Греческие школы, училища переводчиков открывались при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе, поскольку существовала потребность в людях, знающих языки.
В 1615 г. в Киеве была открыта Киево-братская коллегия. Позже она получила права академии. В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэзия и риторика, в старших — философия и богословие. Киевская академия была крупным культурным центром, оказавшим большое влияние на развитие просвещения. Она дала не только многих деятелей в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), но и послужила образцом, по которому открывались другие учебные заведения.
В 1687 г. создается первое высшее учебное заведение в Москве — Славяно-греко-латинская академия. Инициатор ее создания — известный просветитель -Симеон Полоцкий. Он составил устав академии, предусматривающий открытие учебного заведения, ориентированного на программу европейского университета. Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государственньк служащих, преподавателей. В академию принимались «всякого чину люди», среди учеников были выходцы из Украины и Польши. Предусматривалось преподавание семи свободных искусств, древних языков, богословия. Большую роль в становлении академии ^ыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, имевшие степени докторов Падуанского университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и риторике, ориентируясь на учебные- книги западноевропейских университетов. Учебный материал преподносился в духе канонов православного учения. Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников — известные деятели Русской православной церкви, дипломаты, зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир.
В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты.
Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию, имевшие место во второй половине XVII в.:
латинское направление (Симеон Полоцкий, С. Медведев);
грекофильское направление (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев);
старообрядческое направление (протопоп Аввакум и его последователи).
В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образования. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская традиция пускает корни в среде высшей знати, бояр, служащих в Посольском приказе. Своеобразным мостом к культуре Западной Европы выступала польская культура.
На Украине и Беларуси, которые до середины XVII в. входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, просвещение и педагогическая мысль развивались в условиях сосуществования и противоборства Римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства.
Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др.
Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело.
В конце XVI — первой половине XVII в. возникают братские школы — учебные заведения при братствах, национально-религиозных общественных объединениях православного украинского и белорусского населения. Известны братские школы во Львове (1585), Вильно (1585), Киеве (1615), Могилеве (1590), Луцке (1617).
Обучение в школах делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. Некоторые школы имели типографии. Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Некоторые историки считают, что братские школы — своеобразный компромисс между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, эти школы перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры [3, с. 156].
Вопросы и задания
1. Назовите особенности воспитания в первобытном обществе.
2. Назовите общие и специфические черты воспитания в Спарте и Афинах.
3. Каких великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания, вы знаете?
4. Назовите отличительные особенности воспитания в Древнем Риме.
5. В чем вы видите влияние традиций греко-римского воспитания на становление и развитие европейской практики образования?
6. Охарактеризуйте основные типы, устройство и программы обучения церковных школ раннего Средневековья.
7. Назовите дисциплины, входившие в курс семи свободных искусств.
8. Что вы знаете о системе рыцарского воспитания в эпоху Средневековья?
9. Расскажите о возникновении первых европейских университетов.10. Проанализируйте развитие школы и педагогической мысли в эпоху Возрождения.
11. В чем заключалась самобытность воспитания в Древней Руси?
12. Почему древнерусское государство не унаследовало традиций античного образования?
13. Какие литературные памятники являются источниками сведений о воспитании в Киевской и Московской Руси?
14. Назовите и охарактеризуйте первые учебные заведения, возникшие в России в XVII в.
15. Что вы знаете о братских школах?
Литература
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья:
В 2 т. М., 1994.
2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи в Древней Греции и Риме. М.: Высшая школа, 1988.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.
4. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1962.
5. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1986.
6. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.
7. Каптерев П.Ф. История русской педагогии, 2-е изд. Петербург, 1915.
8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник. М.: Просвещение, 1982.
9. Корнетов Г,Б. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993.
10. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.
11. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002.
12. Мещеряков В.П. Братские школы Белоруссии. Мн., 1977.
13. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч. 1. Гл. 3.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989.
15. Плутарх. Застольные беседы. Л.: Наука, 1990.
16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1.
Глава 2
РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (ХVII-ХIХ вв.)
2.1. Становление научной педагогики
В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодализма к новой общественно-экономической формации — капитализму. В недрах феодального общества зарождаются новые общественные и духовные ценности, новые подходы к воспитанию и образованию. Растет критика сословной школы, общее недовольство состоянием образования, его оторванностью от жизни. Вопросы образования не могут не волновать философов, представителей науки, культуры. В этот период появляется значительное количество фило-софско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.
Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот период появляется целая плеяда блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания.