Торговля одной из первых вступила на путь рыночных отношений и существенно изменилась за годы реформ. В настоящее время для входа в рынок розничной торговли продовольствием нет высоких барьеров, поэтому на этом рынке оперирует много независимых фирм, производящих однородные услуги. Неценовая конкуренция, основанная на качестве продуктов/услуг, рекламе, условия продажи, сопровождает ценовую. Таким образом, налицо все признаки монополистической конкуренции. Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей. Часть фундаментальной ниши, которую фирме удается удержать в борьбе с конкурентами, называется реализованной нишей.
Инфраструктура рынка
Формирование инфраструктуры агропродовольственного рынка предопределяет соблюдение ряда условий, необходимых для оптимального становления продовольственного рынка: нормативно-правовое и научное обеспечение, заготовка продукции, наличие подсобных производств и перерабатывающих предприятий, торгово-транспортное, кредитно-финансовое, информационное обслуживание, маркетинг, взаимодействие с коммерческими структурами, лизинг, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, развитие потребительской кооперации.
|
|
Система показателей и информационная обеспеченность
К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.