1. Какие соединения называются высокомолекулярными?
2. Как их можно классифицировать по происхождению, но строению
молекул?
3. В чем состоят сходство и различия между растворами
низкомолекулярных и высокомолекулярных соединений?
4. Почему растворы ВМС являются термодинамически устойчивыми?
5. В чем состоят сходство и различия между растворами ВМС и
коллоидными растворами?
6. Какой процесс называется набуханием, и какой величиной оно
характеризуется?
7. В чем состоят особенности ограниченного и неограниченного набухания?
8. Как изменяются энтальпия, энтропия и свободная энергия Гиббса при
набухании?
9. Какие ВМС называются полиэлектролитами?
10. На какие группы делятся полиэлектролиты?
11. Каково строение молекулы белка?
12. Как диссоциирует молекула белка в кислой и щелочной среде?
13. Что называется изоэлектрической точкой белка?
Закончив изучение главы 13, вы должны знать:
• особенности растворов ВМС, их сходство и различия с растворами
низкомолекулярных веществ и золей;
|
|
• характер диссоциации разных типов полиэлектролитов в водных
растворах.
ГЛАВА 14
СТУДНИ. СТУДНЕОБРАЗОВАНИЕ
В главе 11 мы рассматривали явление структурообразования в агрегативно неустойчивых системах – золях. Образующиеся при этом структурированные системы называются гелями.
Структурообразование происходит также и в системах, содержащих высокомолекулярные соединения. При этом образуются структурированные системы, называемые студнями.
Процесс образования студней – студнеобразование – есть не что иное, как процесс появления и постепенного упрочнения в застудневающей системе пространственной сетки. Свойства студней во многом сходны со свойствами гелей. Однако имеются и принципиальные различия.
1. Причина застудневания состоит в возникновении связей между отдельными макромолекулами ВМС. Поэтому студни следует рассматривать как гомогенные системы. Гели же образуются в результате взаимодействия коллоидных частиц, поэтому являются системами гетерогенными.
2. В гелях пространственная сетка образуется за счет ван – дер – ваальсовых сил, в студнях – за счет гораздо более прочных химических и водородных связей.
3. Связи в студнях возникают не только на концах макромолекул, но и
между любыми их участками, где имеются группы, способные взаимодействовать между собой. Это, конечно, приводит к различным структурно-механическим свойствам.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ