Управление как деятельность государства по выполнению его задач и функций, его социальное назначение

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что его понятие рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятель­ности по их реализации.

В юридической науке анализ государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики его дея­тельности. В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутрен­ней и внешней деятельности государства, в которых вы­ражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Они реализуются в законодательной, управ­ленческой и судебной деятельности государственных ор­ганов.

В теории государства и права управленческая деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию органами исполнитель­ной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обес­печения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспече­ния безопасности государства и охраны общественного по­рядка, обороны страны и т. д.

Помимо своего содержания государственное управле­ние отличается от законодательной и судебной деятельно­сти еще тем, что осуществляется органами исполнительной власти в особых формах. Так, этими органами издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противо­речить законам и могут быть издаваемы лишь в том случае, если закон уполномочит к тому те или другие органы исполнительней власти.

Органы исполнительной власти и должностные лица совершают действия, направленные на исполнение за­конодательных и иных нормативных правовых актов. К такого рода действиям относится выдача удостоверений, документов, разрешений на производство какой-либо деятельности, а также другие исполнительные действия. Наконец, в установленных законом случаях сотрудники этих органов (например, сотрудники милиции) имеют право на осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия.

Таким образом, государственное управление является одной из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности оно отличается как своим содержанием, так и теми формами и методами, в ко­торых проявляется, и теми органами, от которых исходит. Каждая из указанных форм, в том числе и государственное управление, с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Можно выделить следующие черты государственного управления как административно-правовой категории. 1. Государственное управление как вид

государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключают­ся в повседневном исполнении, т. е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов. Это означает, что государственное управление практически выражается в осуществлении исполнительной по своему характеру де­ятельности.

2. Государственное управление носит непосредственно деятельностный характер, т. е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различ­ных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.

3. Государственное управление носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.

4. Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент, Правительство и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управ­ления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направ­ленную на их реализацию.

5. Государственное управление является видом государ­ственной деятельности, в рамках которого реализуется ис­полнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному соста­ву является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Пре­зидента РФ, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти.

6. Законодательством предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление.

С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении и функциях государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства, поскольку государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства.

Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и преследования общих целей, вытекающих из природы всякого общества. В связи с этим, рассматривая вопрос о целях и задачах государства, необходимо пояснить тезис о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры,

2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп.

3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.

4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. 5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны. 2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо. 3. Поддержка мирового правопорядка 4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, 5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями. 6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Общественное управление — это управление самого общества для решения своих внутренних задач и достижения поставленных целей. При осуществлении государственного управления могут быть использованы различные правовые формы и методы управления, в том числе и применение мер государственного принуждения к различным субъектам права. Государственное управление имеет большую степень правовой регламентации по сравнению с общественным управлением.

Характерной чертой как государственного управления, так и управления общественного является то, что государство гарантирует одинаковую правовую судебную защиту граждан как от действий (решений) органов государственного управления, местного самоуправления, так и общественных объединений и их органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: