Эксплуатация насосов безопасна, если приняты меры для исключения чрезмерных повышений давлений и температур, а также для предупреждения утечек жидкости и опасностей от движущихся частей насоса.
При перекачивании жидкостей, испаряющихся при атмосферном давлении, а также жидкостей, выделяющих пары, вредные для здоровья, неожиданные утечки из насоса в машинный зал могут нанести серьезные повреждения обслуживающему персоналу. Помещение насосной должно иметь приточно-вытяжную вентиляцию. Состояние сальников, а также различных соединений следует проверять тем чаще, чем серьезнее опасность травматизма.
Первому запуску насоса должны предшествовать следующие операции:
1) заправка подшипников смазкой;
2) регулировка сальников и торцовых уплотнений, при использовании мягкой набивки во время приработки допускается небольшая утечка жидкости;
3) заполнение жидкостью, обязательное для насосов, не обладающих способностью самовсасывания; рекомендуется также заполнять объемные насосы для ускорения пуска и во избежание перегрева уплотнений;
|
|
4) проверка правильности направления вращения вала насоса.
Пуск в ход центробежного насоса осуществляется при закрытой выкидной задвижке. При запуске электродвигателя «вручную» необходимо следить по манометру за постепенным нарастанием давления жидкости в трубопроводе, а затем постепенно открывать задвижку, наблюдая за амперметром во избежание перегрузки двигателя. Насос останавливают в следующем порядке: медленно закрывают задвижку, выключают двигатель, закрывают краны у манометров и на линиях подвода жидкости к сальникам и охлаждения подшипников.
Запуск объемного насоса производят только при полностью открытой задвижке на отводящей линии. Если возможно, двигатель запускают при пониженной скорости и при полной разгрузке насоса работой «на себя»; затем частота вращения доводится до нормальной, и насос включается в трубопровод. Контролируют нагрев подшипников и отсутствие стуков в гидравлической коробке.
При эксплуатации насоса необходимо:
1) поддерживать уровень масла в подшипниках и обновлять смазку, при перегреве подшипников следует менять масло несколько раз через разные интервалы времени;
2) наблюдать за работой уплотнений; в динамических насосах допускается просачивание жидкости редкими каплями, а в поршневом совершенно не допускается утечка жидкости или проникновение воздуха;
3) систематически очищать приемную сетку;
4) периодически проверять действие предохранительного клапана и при необходимости регулировать;
5) поддерживать насос и его фундамент в чистоте;
6) проводить осмотр и текущий ремонт, устраняя обнаруженные дефекты клапанов, уплотнений и деталей приводной части.