Запорная арматура. Вентили

Запорная арматура. В холодильных установках применяют угловые и проходные вентили. Проходной вентиль (рис. 9) состоит из латунного корпуса 1 и крышки 3, прижимаемой гайкой 2. Между корпусом и крышкой зажата мембрана 7, отделяющая внутреннюю полость вентиля от внешней среды (атмосферы). При вращении маховика 4 по часовой стрелке головка шпинделя 5 через пятник 6 нажимает на мембрану, которая в свою очередь действует на шток 9, перекрывающий проходное отверстие вентиля. При открывании вентиля пружина 8 поднимает шток вверх, освобождая канал для прохода хладона R12. Если мембрана выйдет из с троя, то утечку хладагента предотвращают полным открытием вентиля — в этом случае верхняя конусная часть головки шпинделя плотно прижимается к крышке. Трубопроводы соединяют с вентилем накидными гайками 10.

Рис. 9. Мембранный проходной вентиль

Угловой вентиль для заправки хладагентам установки FAL-056/7 является одновременно запорным и заправочным вентилем. Он размещается между ресивером и фильтрами-осушителями и выведен под агрегат со стороны торца электроаппаратного ящика. Угловой вентиль (рис. 10) имеет шпиндель для закрывания вентиля с защитным колпачком.

Уплотнение шпинделя сальниковое. Для заправки хладагента на нем предусмотрено резьбовое отверстие, к которому привинчивается заполнительный патрубок от баллона с хладагентом. После заправки резьбовое отверстие углового вентиля закрывается запорным болтом.

Угловой вентиль на холодильном агрегате выполняет следующие функции. При вращении шпинделя вправо до упора (закрытие) производится перекрытие ресивера от системы циркуляции хладагента (например, для отсасывания хладона из системы, т.е. его сбора в ресивер); заправка хладагента в систему. При вращении шпинделя влево до упора (открытие) происходит открытие системы циркуляции хладагента (одновременно заполнительный патрубок закрыт). При среднем положении шпинделя (за два оборота до упора) осуществляется заправка хладагента в систему; проверка системы на плотность; вакуумирование.

Угловой вентиль (рис. 11) для заправки масла служит для заправки маслом компрессора, для смены масла в нем, а также в случаях проведения ремонтных работ на холодильном агрегате.

Рис. 10. Угловой вентиль для заправки хладагентом: 1 — корпус; 2 — запорный болт; 3

шпиндель; 4 — сальник; 5 — защитный колпачок

Рис. 11. Угловой вентиль

для заправки маслом

Он установлен сбоку на картере компрессора и состоит из корпуса 3, шпинделя 4 с сальниковым уплотнением 5, закрываемым защитным колпачком 2 и накидной гайки 1 M 12 1,5 для подключения патрубка маслозаправочного шланга. Ручной запорный вентиль является бессальниковым проходным вентилем и устанавливается перед ресивером. Он состоит из корпуса, буксы, в которой размещены шпиндель, диафрагмы, клапана и пружины. Полость корпуса отделена от буксы диафрагмой, чем достигается высокая плотность такого типа бессальниковых вентилей.

Проходной запорный вентиль впаивается в нагнетательный трубопровод.

В установке МАВ-II широко используются два типа запорных вентилей.

Стальной корпус углового вентиля (рис. 12, а) состоит из двух частей. Это сделано для удобства сборки. Клапан 1 имеет форму двух усеченных конусов, наклонные поверхности которых являются запирающими. Если поворачивать шток по часовой стрелке за хвостовик, то клапан, опускаясь вниз, упрется в седло и преградит путь хладону.

Чтобы хладагент не просачивался по резьбе наружу, вставлено набивочное уплотнительное кольцо, прижимаемое сверху втулкой. Если необходимо открыть вентиль, то вывинчивается хвостовик клапана против часовой стрелки до отказа. В этом случае головка плотно прижмется к верхнему седлу и будет дополнительная гарантия, что утечки хладона R12 в месте выхода штока из корпуса не произойдет. Маховичка на вентиле нет. Чтобы не повредить набивочное уплотнительное кольцо, необходимо перед поворотом хвостовика клапана ослабить с помощью ключа втулку 3, а после поворота завернуть ее до отказа. Квадратная часть штока ограждается защитным колпачком 4, который навинчивается на корпус 2.

Для отключения манометров используются вентили мембранного типа. В них мембрана 3 (рис. 12, б) изолирует нижнюю клапанную часть от верхней силовой. Возвратная пружина 6 при открытом положении вентиля удерживает клапан 4 в приподнятом положении, что обеспечивает свободный проход газообразному или жидкому хладону по каналам корпуса 5. Для закрытия вентиля маховик 2 ввинчивают вниз до упора. При этом мембрана прогибается и сферический конец стержня маховика, преодолевая усилие пружины, прижимает клапан к седлу. Края мембраны герметично прижаты к корпусу вентиля накидной гайкой 1.

Мембранный вентиль по конструкции несколько сложнее углового, он отличается надежностью и практически не требует ухода.

Вентиляторы подбирают по требуемому расходу воздуха и напору. Развиваемый вентилятором напор (давление) должен быть достаточным для преодоления всех сопротивлений во всасывающей и нагнетательной воздушной сети и компенсации потерь динамического давления при выходе воздуха из сети в атмосферу. Сопротивление сети складывается из сопротивления трения о стенки труб, воздуховодов, а также местных сопротивлений (изгибы, изменение сечений, ответвления и др.).

Рис. 12. Запорные вентили установки МАВ-II: а — угловой вентиль в закрытом положении; б и в — мембранный вентиль соответственно в открытом и закрытом положениях

8. Регулировка холодопроизводительности: байпасирование, изменение оборотов коленвала компрессора, отключение цилиндров

При работе установки кондиционирования в этом режиме работает один цилиндр компрессора, включена одна секция испарителя, а электродвигатели компрессора и вентилятора конденсатора работают с низкой частотой вращения. Производительность холодильной установки составляет 25 % от номинальной.

При работе установки кондиционирования в этом режиме работает два цилиндра компрессора, включена одна секция испарителя, а электродвигатель компрессора работает при низкой частоте вращения, а двигатель вентилятора конденсатора со средней. Производительность холодильной установки составляет 50 % от номинальной.

При работе установки кондиционирования в этом режиме работают четыре цилиндра компрессора, включены две секции испарителя, а электродвигатели компрессора и вентилятора конденсатора работают с высокой частотой вращения. Производительность холодильной установки составляет 100 % от номинальной.

Контрольные вопросы:

1. Опишите назначение и принцип действия: ресивера, фильтра, теплообменника, каплеотделителя, клапанов, запорных вентилей.

2. Опишите три ступени защиты кондиционера МАБ.

3. Каким образом выполняется регулировка холодопроизводительности?

4. Как проводится: байпасирование, изменение оборотов коленвала компрессора, отключение цилиндров?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow