Вопросы к экзамену:
1. Понятие и предмет криминологии.
2. Задачи криминологии.
3. Методология криминологии.
4. Система криминологии как науки.
5. Новейшие направления в криминологии (виктимология, криминофамилистика, криминопенология, пенитенциарная криминология и др.) и их характеристика.
6. Криминология в системе наук и правовых дисциплин.
7. Методика криминологических исследований.
8. Социологические методы криминологических исследований.
9. Психологические методы криминологических исследований.
10. Происхождение и периодизация развития науки криминология.
11. Классическая школа криминологии (Ч.Беккариа, И.Бентам).
12. Биологическое (антропологическое) направление в криминологии (общая характеристика).
13. Исследования Ч.Ломброзо и их роль в развитии криминологии.
14. Современные направления биологической школы в криминологии.
15. Психологическое направление в криминологии (общая характеристика).
16. Фрейдизм и его значение для криминологии.
17. Теория «опасного состояния» и ее криминологическое значение.
|
|
18. «Клиническая» криминология: общая характеристика.
19. Социологическое направление в криминологии: общая характеристика.
20. Теория социальной девиантности Э.Дюркгейма.
21. Теория «напряжения» Р.Мертона.
22. Теория интеракционизма. Типы криминальной интеракции.
23. Теория «субкультур» и ее криминологическое значение.
24. Теория стигматизации (клеймения) и ее криминологическое значение.
25. Понятие преступности: основные концепции.
26. Основные характеристики (показатели) преступности.
27. Официальная и латентная преступность.
28. Основные тенденции мировой преступности
29. Динамика преступности в БССР и Республике Беларусь (60-е годы ХХ века – начало XXI века).
30. Современное состояние преступности в Республике Беларусь: объем, уровень, структура, динамика.
31. Основные черты и тенденции преступности в Республике Беларусь.
32. Кондиционалистскаяконцепция причинности преступности (факторный анализ).
33. Интеракционистскаяконцепция причинности преступности (системный анализ).
34. Понятие и классификация условий (детерминант) преступности.
35. Понятие причин (криминогенной мотивации) преступности. Уровни криминогенной мотивации.
36. Условия и причины преступности в современном белорусском обществе.
37. Конкретное преступное поведение: понятие, элементы причинности.
38. Механизм конкретного преступного поведения и его элементы.
39. Криминологически значимые факторы социализации: общая характеристика.
40. Криминогенная роль семьи и ближайшего окружения (референтной группы).
41. Мотивация как элемент преступного поведения и конкретного преступления. Классификация доминирующих мотивов.
|
|
42. Конкретная жизненная ситуация как элемент конкретного преступного поведения. Классификация КЖС как элементов преступного поведения.
43. Основные концепции преступной (криминогенной) личности в криминологии.
44. Соотношение биологического и социального в личности преступника.
45. Структура (характеристика) криминогенной личности (пол, возраст, образование, социальный статус).
46. Классификации криминогенной личности.
47. Виктимология: понятие, объект и направления исследования.
48. Понятие виктимности. Виды виктимности.
49. Индивидуальная виктимность: понятие, факторы виктимности.
50. Виктимологическая ситуация: понятие, классификация
51. Классификация жертв преступлений.
52. Контроль преступности как вид социального контроля: понятие, элементы.
53. Уголовное наказание как элемент контроля над преступностью.
54. Превенция преступности: понятие, система.
55. Понятие и значение профилактики преступлений. Основные принципы деятельности по профилактике правонарушений.
56. Субъекты профилактики правонарушений и их правомочия
57. Меры общей профилактики правонарушений и их классификация.
58. Меры индивидуальной профилактики правонарушений и их классификация
59. Криминологический анализ насильственной преступности в Республике Беларусь.
60. Криминологический анализ корыстной преступности в Республике Беларусь
61. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних,
62. Женская преступность: криминологическая характеристика.