Роль детства у взрослых

...«Холодея к физике, я возвращался к детству, в обратном порядке проходя детские увлечения...» [5, с. 222].

Такое возвращение — недостаточно оцененный психологами факт, очень значимый для одаренных людей и очень важный для понимания постоянной роли детства у взрослыхие как прошедшего и «составившего основу» настоящего.., но как постоянно существующая реальность, которую каждый носит с собой и которая помогает сохранять в себе это детство. Так обеспечивается временная целостность жизни. 3. Фрейд в психоанализе использовал этот феномен для преодоления комплексов («неполноценности»), возникающих во взрослой жизни.

Публикуя материалы П. А. Флоренского как материалы о творческом мышлении, мы использовали именно авторские описания самого процесса творчества. Потому что именно в авторском описании можно более точно представить все психологические особенности творческого мышления. Поэтому эти материалы о той или иной творческой ситуации как представленные автором описания собственного личностного эмоционального переживания проблеме и ее разрешения получают, по существу, протокольную ценность. Однако подлинная (научная) их ценность определяется также хотя бы очень краткой характеристикой общего творческого облика автора дневниковых заметок. Приведем для этого очень краткую характеристику П. А. Флоренского по материалам Н. О. Лосского [2], который использует материалы, опубликованные о П. А. Флоренском в период его последнего заключения в Соловецких лагерях.

«Вспоминается колоритнейшая фигура московского священника Павла Александровича Флоренского. Небольшой рост. Холщевая, несколько измятая ряска. Лицо — армянского типа. (По матери. — А. М.) Неизвестно, когда он успевал спать и отдыхать, — так велика была его научная продуктивность» [2, с. 192). И далее приводят -


ся некоторые известные автору характеристики и творческие достижения П. А. Флоренского. Он — автор фундаментальной монографии (диссертации) «Столп и утверждение истины» [7]. Поэт-символист, издавший книгу стихов. Крупный физик, автор книги «Мнимости в геометрии» и ряда математических исследований. Инженер-электрик, состоявший в комиссии по электрификации. Профессор перспективной живописи в Московском ВХУТЕМАСЕ. Музыкант, тонкий ценитель и знаток Баха, Бетховена и полифонической музыки. Полиглот, в совершенстве знающий не только европейские основные языки, но также языки Кавказа, Ирана и Индии. Геолог и инициатор в СССР каменного литья. Пользовался большим авторитетом у видных руководителей советской власти того времени. Летом 1928 года арестован и сослан; 26 июля 1933 года осужден на 10 лет; 25 ноября 1937 года приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 года.

Издательство «Русский путь» опубликовало в 2000 г. монографию «П. А. Флоренский — pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей», где емко обозначается сила творческого мышления творческой личности П. А. Флоренского как знаковой и значимой фигуры мыслителей России.

«Общее духовное развитие народа, несомненно, находится в неразрывной и непосредственной связи с творческими талантами его более энергичных, более талантливых представителей, обычно ведущих за собой свой народ по пути развития и прогресса, по пути величия и славы» [4].

П. А. Флоренский был одним из таких представителей, чья творческая мысль не только обогащала российскую науку и духовную сферу жизни, но сохраняет значение и в познании самой человеческой мысли, творческого мышления.

Литература

1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1997.

2. Лосский Н. О. История русской философии. — М.: Прогресс, 1994.

3. Пуанкаре А. О науке. — М.: Наука, 1990.

4. Саеелов Л. М. Лекции по русской генеалогии. — М., 1908.

5. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание // Московский рабочий — 1992.

6. Флоренский П. А. Время и пространство // Социологические исследования. — 1988 — № 1.

7. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. — М, 1990.

8. Флоренский П. А. — pro et contra. Личность и творчество Павла Фло-?ПП1К0Г0 В оценке РУССКИХ мыслителей и исследователей. — Спб.,

9. Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М.: Канон 1997.


Содержание

Глава I

Психология мышления: эксперементальные исследования. 5

Предыстория методов экспериментального

исследования мышления...................8

Исследования мышления в Вюрцбургской школе.... 22 Вопросы методики экспериментального

исследования мышления в бихевиоризме.........33

Экспериментальные исследования мышления

в гештальтпсихологии....................43

Основные направления исследований

мышления и творчества...................57

Исследование психологических закономерностей

анализа и обобщения.....................69

Проблемность как принцип экспериментального

исследования творческого мышления...........87

Классификация проблемных ситуаций..........94

Психологические закономерности процесса анализа. 111 Анализ и обобщение отношений. К характеристике

анализа в процессе обобщения отношений.......120

Два типа обобщения отношений.............154

Процесс открытия детьми позиционного принципа

систем счисления......................160

Мышление в Оценочной деятельности человека.... 169 Мышление при выполнении заданий ранжирования. 185

Интуиция и творчество...................204

Совместная деятельность и психология

продуктивных процессов.................. 216

Глава 2

Мышление и проблемное обучение.............225

Познавательная активность и вопросы

проблемного обучения...................226

Психологическая структура и развитие

познавательной активности................250

Проблемы психологии обучения в высшей школе... 273

Групповое мышление и проблемное обучение......311

Условия развития профессионального

теоретического мышления.................357

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: