Задание 1. В рамках задания 1 необходимо

В рамках задания 1 необходимо:

3.1. Провести СВОТ-анализ одного из аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления:

1) геополитическое положение муниципального образования;

2) демографическая ситуация;

3) пространственная организация и градостроительное регулирование;

4) природная среда;

5) жилищная сфера;

6) инженерная инфраструктура;

7) транспортная система, услуги связи, система телекоммуникаций;

8) инфраструктуры для бизнеса;

9) социальная сфера;

10) экономический потенциал территории.

СВОТ-анализ –– это исходный момент стратегического исследования. Он может проводиться как индивидуально, так и в группах. Оцениваются сильные (С), слабые (В) стороны мцниципального образования по выбранному аспекту, воз­можности для его развития (О) и существующие угрозы (Т). На 1-м этапе рекомендуется оценить возможности и угрозы, а на 2-м –– сильные и слабые стороны. Результаты анализа на 1-м
и 2-м этапах должны быть взаимоувязаны. Информация заносится в таблицу.

СВОТ-анализ ________________________________

наименование аспекта

Сильные стороны Недостатки
   
Возможности Угрозы
   

По каждому разделу анализа рекомендуется указать не менее 5––7 позиций.

Анализ геополитического фактора предполагает:

1) оценку статуса и местоположения муниципального образования в регионе, относительно важных административных центров, хозяйственных и производственно - технологических комплексов (кластеров развития) на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья;

2) оценку наличия (отсутствия) крупных транспортных коридоров и возможностей их строительства в стратегической перспективе;

3) оценку близости государственной границы;

4) оценку национальной и международной конкурентоспособности муниципального образования.

Оценка демографической ситуации предполагает:

1) анализ структуры населения с точки зрения таких факторов, как пол, возраст, социальный и имущественный статус; уровень доходов (исследуется дифференциация населения по уровню дохода); род деятельности и т.д.;

2) оценку качества человеческих ресурсов (образовательного, культурного и профессионального уровня, состояния здоровья);

3) оценку интенсивности миграционных процессов и тенденций изменения этнического состава населения; оценку структуры потока мигрантов и проблем их адаптации на территории муниципального образования;

4) оценку ситуации на рынке труда, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного, занятого и незанятого населения, наличия существенной скрытой безработицы;

5) оценку социальной конфликтности населения и уровня общественной безопасности.

Оценка пространственной организации и особенностей градостроительного регулирования в муниципальном образовании включает:

1) оценку резервов планировочного каркаса и перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность;

2) оценку наличия и качества территориальных ресурсов в собственности муниципалитета;

3) оценку возможностей получения синергетического эффекта от освоения для оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов;

4) оценку расположения и удельного веса промышленных зон, санитарно – защитных зон, рекреационных зон, зон жилой застройки, возможностей оптимизация использования территории;

5) оценку проблем и возможностей комплексной застройки территории, уплотнения застройки, строительства и реконструкции социально-значимых объектов (школ, лечебных и профилактических учреждений, муниципального жилья, культурных учреждений, объектов для развития физкультуры и спорта и т.д.):

6) оценка процедур распределения участков и оформления разрешений на строительство;

7) оценку благоустроенности территории;

8) оценку качества дорожно-транспортной сети, её адекватности грузовым и пассажирским потокам;

9) оценка перспектив строительства транспортных магистралей непрерывного движения, транспортных развязок, мостов, кольцевых автодорог;

10) оценку наличия и квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна, строительства, производства стройматериалов, дорожного строительства.

Оценка природной среды включает:

1) оценку климатических особенностей региона и тенденций изменения климата;

2) анализ и оценку количества и качества природных ресурсов (в частности, водных, лесных ресурсов, наличия полезных ископаемых на прилегающей территории и т.д.);

3) анализ и оценку экологической ситуации (степень загрязнения воздуха, почвы, водоёмов; наличие высокого радиационного фона (радона) в почвенном воздухе);

4) оценку наличия (отсутствия), степени достаточности мощностей по переработке твёрдых бытовых и промышленных отходов;
5) анализ наличия и уровня квалификации специалистов – экологов, специалистов в области лесного хозяйства, а также в области развития туризма и индустрии отдыха;

6) Оценку состояния и перспектив развития рекреационных зон на территории и в окрестностях муниципального образования,

Анализ состояния и процессов, происходящих в жилищной сфере, включает:

1) оценку удельного веса жилья разных типов, качества и состояния (соотношение элитного жилья и жилья низкого стандарта, наличие (отсутствие) социального жилья, оценку доли вновь вводимого, а также доли ветхого и аварийного жилья и т.п.);

2) оценку категорий и количества нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) оценку темпов роста жилищного строительства;

4) оценку степени развитости системы жилищного кредитования, доступности ипотечных кредитов,

5) оценку сложившейся системы риэлтерских компаний, степени активности и перспектив развития рынка жилья;

6) оценку степени развитости строительного комплекса и промышленности стройматериалов;

7) оценку опыта строительства жилья на основе долевого участия физических и юридических лиц;

8) оценку возможностей участия в федеральных и региональных программах по строительству жилья для определённых категорий граждан;

9) оценку характера и способов решения проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства;

10) оценку квалификации специалистов, работающих в строительстве, на рынке жилья, на предприятиях, производящих стройматериалы, в ЖКХ.

Оценка развитости и состояния инженерной инфраструктуры включает:

1) анализ и оценку степени износа инженерных коммуникаций;

2) анализ и оценку с точки зрения ресурсоёмкости и степени морального устаревания технологий получения тепла и электроэнергии;

3) оценку уровня теплопотерь в сетях и выявление их причин;

4) оценку обеспеченности города топливными ресурсами;

5) оценку системы водоснабжения и качества питьевой воды, состояния очистных сооружений;

6) оценку состояния газового хозяйства, степени и перспектив газификации отдельных территорий, возможностей частичного перевода на газ объектов электроэнергетики;

7) оценку уровня обеспеченности и квалификации персонала, работающего в городском хозяйстве.

Оценка уровня развития транспортной системы, услуг связи, системы телекоммуникаций включает следующие направления:

1) анализ и оценка удобства маршрутов движения общественного транспорта, перспектив открытия новых маршрутов;

2) оценка состояния и проблем функционирования и развития общественного транспорта;

3) оценка перспектив использования частного транспорта на городских маршрутах;

4) оценка состояния дорожного покрытия, проблем и направлений развития дорожного хозяйства;

5) оценка возможностей реализации проекта «Транспортная карта»;

6) оценка степени развития системы связи и телекоммуникаций;

7) оценка уровня используемых технологий и качества услуг связи;

8) оценка степени развитости информационной системы и перспектив использования информационных технологий в муниципальном управлении (в частности, в жилищно-коммунальной сфере, в управлении землепользованием, в управлении муниципальными финансами и закупками и так далее);

9) наличие и уровень квалификации специалистов в области управления транспортом, системами связи и телекоммуникаций, а также в области информационных систем и технологий.

Оценка развития инфраструктуры для бизнеса:

1) наличие кадровых, информационных, рекламных, транспортных агентств;

2) наличие аудиторских, юридических, консалтинговых фирм;

3) наличие инновационных центров, бизнес - инкубаторов, венчурных фирм;

4) наличие банков, бирж, инвестиционных и страховых компаний и их представительств;

5) наличие учебных центров, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой персонала;

6) оценка степени развитости гостиничного хозяйства;

7) наличие ассоциации развития бизнеса и других некоммерческих организаций, реализующих проекты по развитию территории;

8) оценка степени развития системы социального партнёрства;

9) участие в региональных, национальных и международных проектах по развитию бизнес – среды;

10) наличие возможностей организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности.

Оценка развития социальной сферы (инвестиций в человеческий капитал):

1) оценка кадрового потенциала территории (наличие научных кадров, высококвалифицированных менеджеров, специалистов, инженеров, рабочих);

2) оценка потенциала образовательного комплекса (качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки специалистов, конкурентоспособность образовательных учреждений, используемые образовательные технологии, состояние материально-технической базы; уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки;

3) наличие системы грантов и стипендиальных программ;

4) адекватность финансирования образовательного комплекса потребностям развития территории; наличие и острота проблемы «утечки мозгов» учёных, менеджеров, специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих в другие сферы экономики, в другие регионы, за рубеж;

5) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных образовательных проектов;

6) оценка состояния материально-технической базы лечебных учреждений, квалификации персонала и уровня используемых медицинских технологий;

7) оценка качества и своевременности оказания специализированной медицинской помощи населению;

8) развитие систем обязательного и добровольного медицинского страхования;

9) анализ перспектив формирования системы платных медицинских услуг и развития конкуренции лечебных учреждений;

10) оценка состояния и перспектив развития системы профилактики заболеваний (в том числе санаториев, профилакториев, развитие системы медицинского просвещения, лечебно-диагностических центров, системы охраны здоровья матери и ребёнка и т.д.);

11) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных проектов в области здравоохранения;

12) анализ культурно-досуговых потребностей населения и возможностей их удовлетворения;

13) анализ наличия и качества туристических объектов, сценических площадок, спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий местного, регионального, национального и международного уровня;

14) анализ качества менеджмента в социально-культурной сфере, в области управления физкультурой и спортом и туризмом;

15) анализ уровня и качества жизни населения, динамики соотношения душевых доходов и прожиточного минимума на данной территории;

16) анализ потребностей населения в получении социальной поддержки;

17) оценка квалификации специалистов в области социальной защиты и эффективности работы системы социальной поддержки населения.

Оценка экономического потенциала территории проводится по направлениям:

1) анализ структуры городской экономики (соотношение частного и государственного секторов; первичного, вторичного, третичного и четвертичного секторов по классификации Фишера и Кларка (Первичный – это предприятия добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, а основным фактором производства является земля. К первичному сектору они относят не только предприятия горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, но также сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. Вторичный сектор – это предприятия отраслей обрабатывающей промышленности (производство средств производства и предметов потребления): металлургии, трубной и химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, отраслей оборонного комплекса, радиопромышленности и приборостроения; предприятия пищевой, лёгкой и обувной промышленности. Третичный сектор – сфера услуг (прежде всего, услуги для населения – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, торговля, бытовые услуги) и строительство, предприятия городской инфраструктуры (система тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации, транспорт). В условиях технологической и организационной революции происходит размывание границ между вторичным и третичным секторами. Бурное развитие третичного сектора называют тертиаризацией. Четвертичный сектор – отрасли по обслуживанию бизнеса (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, рекламные и кадровые агентства, юридические и аудиторские фирмы и прочие организации));

2) оценка темпов развития и потенциала малого, среднего и крупного бизнеса);

3) анализ и оценка ёмкости потребительского рынка;

4) анализ накопленного фонда инноваций и инновационной инфраструктуры;

5) анализ конкурентоспособности муниципального образования на национальном и международном уровнях (могут использоваться модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера);

6) оценка конкурентных позиций в отдельных отраслях и возможностей формирования «кластеров развития»;

7) оценка качества менеджмента в разных сферах бизнеса и качества муниципального управления;

8) оценка имиджа территории, её инвестиционной привлекательности;

9) оценка перспектив развития третичного и четвертичного сектора;

10) наличие и роль иностранных фирм на территории муниципального образования; перспективы развития их деятельности;

11) оценка финансового состояния градообразующих предприятий, темпов их реструктуризации;

12) оценка структуры рабочих мест с точки зрения квалификационных требований и уровня оплаты;

13) оценка предпринимательских рисков;

14) оценка бюджетной обеспеченности населения, муниципальных проектов и программ;

15) наличие системы привлечения инвестиций на территорию.

1.2. На основании СВОТ-анализа определить приоритетные направления и задачи по управлению развитием муниципального образования (по выбранному аспекту), а также предложить программы, проекты, инициативы, направленные на их достижение. Результаты представить в форме таблицы.

Приоритетные направления Задачи Программы, проекты, инициативы
1. 1.1.  
1.2…  
2. 2.1.  
2.2….  
 

Внимание! Рекомендуется проанализировать опыт других муниципальных образований в решении аналогичных проблем. См. информацию о стратегиях развития муниципальных образований на период до 2020 года, опубликованную на официальных сайтах органов местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: