В рамках задания 1 необходимо:
3.1. Провести СВОТ-анализ одного из аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления:
1) геополитическое положение муниципального образования;
2) демографическая ситуация;
3) пространственная организация и градостроительное регулирование;
4) природная среда;
5) жилищная сфера;
6) инженерная инфраструктура;
7) транспортная система, услуги связи, система телекоммуникаций;
8) инфраструктуры для бизнеса;
9) социальная сфера;
10) экономический потенциал территории.
СВОТ-анализ –– это исходный момент стратегического исследования. Он может проводиться как индивидуально, так и в группах. Оцениваются сильные (С), слабые (В) стороны мцниципального образования по выбранному аспекту, возможности для его развития (О) и существующие угрозы (Т). На 1-м этапе рекомендуется оценить возможности и угрозы, а на 2-м –– сильные и слабые стороны. Результаты анализа на 1-м
и 2-м этапах должны быть взаимоувязаны. Информация заносится в таблицу.
|
|
СВОТ-анализ ________________________________
наименование аспекта
Сильные стороны | Недостатки |
Возможности | Угрозы |
По каждому разделу анализа рекомендуется указать не менее 5––7 позиций.
Анализ геополитического фактора предполагает:
1) оценку статуса и местоположения муниципального образования в регионе, относительно важных административных центров, хозяйственных и производственно - технологических комплексов (кластеров развития) на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья;
2) оценку наличия (отсутствия) крупных транспортных коридоров и возможностей их строительства в стратегической перспективе;
3) оценку близости государственной границы;
4) оценку национальной и международной конкурентоспособности муниципального образования.
Оценка демографической ситуации предполагает:
1) анализ структуры населения с точки зрения таких факторов, как пол, возраст, социальный и имущественный статус; уровень доходов (исследуется дифференциация населения по уровню дохода); род деятельности и т.д.;
2) оценку качества человеческих ресурсов (образовательного, культурного и профессионального уровня, состояния здоровья);
3) оценку интенсивности миграционных процессов и тенденций изменения этнического состава населения; оценку структуры потока мигрантов и проблем их адаптации на территории муниципального образования;
4) оценку ситуации на рынке труда, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного, занятого и незанятого населения, наличия существенной скрытой безработицы;
|
|
5) оценку социальной конфликтности населения и уровня общественной безопасности.
Оценка пространственной организации и особенностей градостроительного регулирования в муниципальном образовании включает:
1) оценку резервов планировочного каркаса и перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность;
2) оценку наличия и качества территориальных ресурсов в собственности муниципалитета;
3) оценку возможностей получения синергетического эффекта от освоения для оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов;
4) оценку расположения и удельного веса промышленных зон, санитарно – защитных зон, рекреационных зон, зон жилой застройки, возможностей оптимизация использования территории;
5) оценку проблем и возможностей комплексной застройки территории, уплотнения застройки, строительства и реконструкции социально-значимых объектов (школ, лечебных и профилактических учреждений, муниципального жилья, культурных учреждений, объектов для развития физкультуры и спорта и т.д.):
6) оценка процедур распределения участков и оформления разрешений на строительство;
7) оценку благоустроенности территории;
8) оценку качества дорожно-транспортной сети, её адекватности грузовым и пассажирским потокам;
9) оценка перспектив строительства транспортных магистралей непрерывного движения, транспортных развязок, мостов, кольцевых автодорог;
10) оценку наличия и квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна, строительства, производства стройматериалов, дорожного строительства.
Оценка природной среды включает:
1) оценку климатических особенностей региона и тенденций изменения климата;
2) анализ и оценку количества и качества природных ресурсов (в частности, водных, лесных ресурсов, наличия полезных ископаемых на прилегающей территории и т.д.);
3) анализ и оценку экологической ситуации (степень загрязнения воздуха, почвы, водоёмов; наличие высокого радиационного фона (радона) в почвенном воздухе);
4) оценку наличия (отсутствия), степени достаточности мощностей по переработке твёрдых бытовых и промышленных отходов;
5) анализ наличия и уровня квалификации специалистов – экологов, специалистов в области лесного хозяйства, а также в области развития туризма и индустрии отдыха;
6) Оценку состояния и перспектив развития рекреационных зон на территории и в окрестностях муниципального образования,
Анализ состояния и процессов, происходящих в жилищной сфере, включает:
1) оценку удельного веса жилья разных типов, качества и состояния (соотношение элитного жилья и жилья низкого стандарта, наличие (отсутствие) социального жилья, оценку доли вновь вводимого, а также доли ветхого и аварийного жилья и т.п.);
2) оценку категорий и количества нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) оценку темпов роста жилищного строительства;
4) оценку степени развитости системы жилищного кредитования, доступности ипотечных кредитов,
5) оценку сложившейся системы риэлтерских компаний, степени активности и перспектив развития рынка жилья;
6) оценку степени развитости строительного комплекса и промышленности стройматериалов;
7) оценку опыта строительства жилья на основе долевого участия физических и юридических лиц;
8) оценку возможностей участия в федеральных и региональных программах по строительству жилья для определённых категорий граждан;
9) оценку характера и способов решения проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства;
10) оценку квалификации специалистов, работающих в строительстве, на рынке жилья, на предприятиях, производящих стройматериалы, в ЖКХ.
|
|
Оценка развитости и состояния инженерной инфраструктуры включает:
1) анализ и оценку степени износа инженерных коммуникаций;
2) анализ и оценку с точки зрения ресурсоёмкости и степени морального устаревания технологий получения тепла и электроэнергии;
3) оценку уровня теплопотерь в сетях и выявление их причин;
4) оценку обеспеченности города топливными ресурсами;
5) оценку системы водоснабжения и качества питьевой воды, состояния очистных сооружений;
6) оценку состояния газового хозяйства, степени и перспектив газификации отдельных территорий, возможностей частичного перевода на газ объектов электроэнергетики;
7) оценку уровня обеспеченности и квалификации персонала, работающего в городском хозяйстве.
Оценка уровня развития транспортной системы, услуг связи, системы телекоммуникаций включает следующие направления:
1) анализ и оценка удобства маршрутов движения общественного транспорта, перспектив открытия новых маршрутов;
2) оценка состояния и проблем функционирования и развития общественного транспорта;
3) оценка перспектив использования частного транспорта на городских маршрутах;
4) оценка состояния дорожного покрытия, проблем и направлений развития дорожного хозяйства;
5) оценка возможностей реализации проекта «Транспортная карта»;
6) оценка степени развития системы связи и телекоммуникаций;
7) оценка уровня используемых технологий и качества услуг связи;
8) оценка степени развитости информационной системы и перспектив использования информационных технологий в муниципальном управлении (в частности, в жилищно-коммунальной сфере, в управлении землепользованием, в управлении муниципальными финансами и закупками и так далее);
9) наличие и уровень квалификации специалистов в области управления транспортом, системами связи и телекоммуникаций, а также в области информационных систем и технологий.
Оценка развития инфраструктуры для бизнеса:
1) наличие кадровых, информационных, рекламных, транспортных агентств;
|
|
2) наличие аудиторских, юридических, консалтинговых фирм;
3) наличие инновационных центров, бизнес - инкубаторов, венчурных фирм;
4) наличие банков, бирж, инвестиционных и страховых компаний и их представительств;
5) наличие учебных центров, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой персонала;
6) оценка степени развитости гостиничного хозяйства;
7) наличие ассоциации развития бизнеса и других некоммерческих организаций, реализующих проекты по развитию территории;
8) оценка степени развития системы социального партнёрства;
9) участие в региональных, национальных и международных проектах по развитию бизнес – среды;
10) наличие возможностей организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности.
Оценка развития социальной сферы (инвестиций в человеческий капитал):
1) оценка кадрового потенциала территории (наличие научных кадров, высококвалифицированных менеджеров, специалистов, инженеров, рабочих);
2) оценка потенциала образовательного комплекса (качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки специалистов, конкурентоспособность образовательных учреждений, используемые образовательные технологии, состояние материально-технической базы; уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки;
3) наличие системы грантов и стипендиальных программ;
4) адекватность финансирования образовательного комплекса потребностям развития территории; наличие и острота проблемы «утечки мозгов» учёных, менеджеров, специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих в другие сферы экономики, в другие регионы, за рубеж;
5) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных образовательных проектов;
6) оценка состояния материально-технической базы лечебных учреждений, квалификации персонала и уровня используемых медицинских технологий;
7) оценка качества и своевременности оказания специализированной медицинской помощи населению;
8) развитие систем обязательного и добровольного медицинского страхования;
9) анализ перспектив формирования системы платных медицинских услуг и развития конкуренции лечебных учреждений;
10) оценка состояния и перспектив развития системы профилактики заболеваний (в том числе санаториев, профилакториев, развитие системы медицинского просвещения, лечебно-диагностических центров, системы охраны здоровья матери и ребёнка и т.д.);
11) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных проектов в области здравоохранения;
12) анализ культурно-досуговых потребностей населения и возможностей их удовлетворения;
13) анализ наличия и качества туристических объектов, сценических площадок, спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий местного, регионального, национального и международного уровня;
14) анализ качества менеджмента в социально-культурной сфере, в области управления физкультурой и спортом и туризмом;
15) анализ уровня и качества жизни населения, динамики соотношения душевых доходов и прожиточного минимума на данной территории;
16) анализ потребностей населения в получении социальной поддержки;
17) оценка квалификации специалистов в области социальной защиты и эффективности работы системы социальной поддержки населения.
Оценка экономического потенциала территории проводится по направлениям:
1) анализ структуры городской экономики (соотношение частного и государственного секторов; первичного, вторичного, третичного и четвертичного секторов по классификации Фишера и Кларка (Первичный – это предприятия добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, а основным фактором производства является земля. К первичному сектору они относят не только предприятия горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, но также сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. Вторичный сектор – это предприятия отраслей обрабатывающей промышленности (производство средств производства и предметов потребления): металлургии, трубной и химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, отраслей оборонного комплекса, радиопромышленности и приборостроения; предприятия пищевой, лёгкой и обувной промышленности. Третичный сектор – сфера услуг (прежде всего, услуги для населения – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, торговля, бытовые услуги) и строительство, предприятия городской инфраструктуры (система тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации, транспорт). В условиях технологической и организационной революции происходит размывание границ между вторичным и третичным секторами. Бурное развитие третичного сектора называют тертиаризацией. Четвертичный сектор – отрасли по обслуживанию бизнеса (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, рекламные и кадровые агентства, юридические и аудиторские фирмы и прочие организации));
2) оценка темпов развития и потенциала малого, среднего и крупного бизнеса);
3) анализ и оценка ёмкости потребительского рынка;
4) анализ накопленного фонда инноваций и инновационной инфраструктуры;
5) анализ конкурентоспособности муниципального образования на национальном и международном уровнях (могут использоваться модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера);
6) оценка конкурентных позиций в отдельных отраслях и возможностей формирования «кластеров развития»;
7) оценка качества менеджмента в разных сферах бизнеса и качества муниципального управления;
8) оценка имиджа территории, её инвестиционной привлекательности;
9) оценка перспектив развития третичного и четвертичного сектора;
10) наличие и роль иностранных фирм на территории муниципального образования; перспективы развития их деятельности;
11) оценка финансового состояния градообразующих предприятий, темпов их реструктуризации;
12) оценка структуры рабочих мест с точки зрения квалификационных требований и уровня оплаты;
13) оценка предпринимательских рисков;
14) оценка бюджетной обеспеченности населения, муниципальных проектов и программ;
15) наличие системы привлечения инвестиций на территорию.
1.2. На основании СВОТ-анализа определить приоритетные направления и задачи по управлению развитием муниципального образования (по выбранному аспекту), а также предложить программы, проекты, инициативы, направленные на их достижение. Результаты представить в форме таблицы.
Приоритетные направления | Задачи | Программы, проекты, инициативы |
1. | 1.1. | |
1.2… | ||
2. | 2.1. | |
2.2…. | ||
… | … |
Внимание! Рекомендуется проанализировать опыт других муниципальных образований в решении аналогичных проблем. См. информацию о стратегиях развития муниципальных образований на период до 2020 года, опубликованную на официальных сайтах органов местного самоуправления.