Виды адаптации

По следующими критериям можно классифицировать адаптацию:

1. По складывающимся субъектно-объектным отношениям

· Активная адаптация (индивид стремиться воздействовать на среду, изменнеие норм, ценностей, повышение производительности)

· Пассивная адаптация (не стремиться к воздействию изменения, не стремиться к прогрессу)

2. По воздействию на работника:

· Прогрессивная адаптация – благоприятное воздействии на работника, повышение производительности труда

· Регрессивная – пассивная адаптация, снижение производительности труда

3. По уровню:

· Первичная - связана с тем, что человек впервые включается в трудовую деятельность на данном предприятии

· Вторичная – при последующей смене работы

4. По направлению адаптации:

· Производственная

· Непроизводственная(адаптация в период отдыха, адаптация к бытовым условиям, к общению вне рабочего места)

5. По сферам деятельности (это производственная адаптация)

· Профессиональная адаптация(активное освоение профессии) – зависит от широты разнообразия деят-ти, индивид-психол свойств личности и т.д.

· Психофизиологическая адаптация к трудовой деятельности(адаптация организма: определенный ритм работы, зависит от здоровья человека, от условий работы, от времени)

· Социально-психологическая адаптация – адаптация к производственной деятельности, к ближайшему окружения, к типу руководства, то есть включение работника в коллектив

· Социальная адаптация- это процесс активного приспособления личности к меняющейся социальной среде

· Социальная дезадаптация

Факторы, которые влияют на процесс адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты процесса адаптации.

2 группы факторов:

1. Объективные – в меньшей степени зависят от работника(уровень организации труда, автоматизация производительных процессов, расположение предприятия, размер коллектива, отраслевая специализация

2. Субъективные(Личностные) – зависят от конкретного сотрудника

§ социально-демографические характеристики работника(пол, возраст, обр-е, квалификация, стад, соц положение)

§ социально-психологические- уровень притязаний, готовность трудиться и т.д. (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстро ориентируется в ситуации, самоконтроль, коммуникабельность, способность формировать у других опр чевство ответственности)

§ социальные – степень профессионального интереса, установка на повышение квалификации(Мат и мор заинтересованность в кач-ве трудовой деят-ти, наличие установки на повышение квалификации)

Процедура адаптации работников направлена на обеспечение более быстрого вхождение человека в должность, на уменьшение количества возможных ошибок, на снижение дискомфорта, объективную оценку квалификации и потенциала работников.

43. Управление трудовой адаптацией персонала – это процесс, целенаправленного воздействия на взаимное приспособление работника и организации для повышения скорости и успешности адаптации.

Мероприятия по управлению трудовой адаптации:

1. информативная документация(документы для ознакомления сотрудника)

2. представление начальству и коллективу нового сотрудника

3. коллективные выезды и мероприятия для успешной адаптации

4. анкетирование и тестирование

5. стимулирование, воздействие на мотивацию работника

6. обучение

7. наставничество – назначение в помощь новичку сотрудника с опытом работы

Этапы процедуры(технология) адаптации новых сотрудников:

1. Подготовительная работа (1 неделя) – ознакомление с деятельностью:

§ Ознакомительная информация о фирме, ее история, структура управление, положение о внутреннем трудовом распорядке

§ Введение в подразделение (представление коллегам, ознакомление с должностной инструкцией, ознакомлении с документами, регламентирующие трудовой процесс)

§ Взаимодействие с подразделениями компании (отделы, сложности и барьеры произв процесса, механизмы решения проблем). За первый этап отвечает заместитель директора и рук-ль подразделения. Фиксация – как можно лучше работать.

Отчет в конце неделе

2. Начальный период адаптации (2 неделя)

Задача – практическая, ознакомление со своими обязанностями и требованиями должностями

3. Приспособление человека(3 неделя). Задача – включение в трудовой процесс, интеграция в профессиональные и межличностные отношения.

4. Завершение периода введение в должность(4 неделя). Задача – стабильная работа сотрудника.

5. Заключительный этап адаптации. Заканчивается испытательный срок(2-3 месяца). Рук-ль подразделения предоставляет бланк и служебную записку о положительной или отриц хар-ке сотр-ка. Оценить по системе рейтинговой оценке, насколько он справляется и пригодится компании

Этапы процедуры(технология) адаптации новых сотрудников:

6. Подготовительная работа (1 неделя) – ознакомление с деятельностью:

§ Ознакомительная информация о фирме, ее история, структура управление, положение о внутреннем трудовом распорядке

§ Введение в подразделение (представление коллегам, ознакомление с должностной инструкцией, ознакомлении с документами, регламентирующие трудовой процесс)

§ Взаимодействие с подразделениями компании (отделы, сложности и барьеры произв процесса, механизмы решения проблем). За первый этап отвечает заместитель директора и рук-ль подразделения. Фиксация – как можно лучше работать.

Отчет в конце неделе

7. Начальный период адаптации (2 неделя)

Задача – практическая, ознакомление со своими обязанностями и требованиями должностями

8. Приспособление человека(3 неделя). Задача – включение в трудовой процесс, интеграция в профессиональные и межличностные отношения.

9. Завершение периода введение в должность(4 неделя). Задача – стабильная работа сотрудника.

10. Заключительный этап адаптации. Заканчивается испытательный срок(2-3 месяца). Рук-ль подразделения предоставляет бланк и служебную записку о положительной или отриц хар-ке сотр-ка. Оценить по системе рейтинговой оценке, насколько он справляется и пригодится компании

Факторы, которые влияют на процесс адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты процесса адаптации.

2 группы факторов:

3. Объективные – в меньшей степени зависят от работника(уровень организации труда, автоматизация производительных процессов, расположение предприятия, размер коллектива, отраслевая специализация

4. Субъективные(Личностные) – зависят от конкретного сотрудника

§ социально-демографические характеристики работника(пол, возраст, обр-е, квалификация, стад, соц положение)

§ социально-психологические- уровень притязаний, готовность трудиться и т.д. (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстро ориентируется в ситуации, самоконтроль, коммуникабельность, способность формировать у других опр чевство ответственности)

§ социальные – степень профессионального интереса, установка на повышение квалификации(Мат и мор заинтересованность в кач-ве трудовой деят-ти, наличие установки на повышение квалификации)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: