double arrow

Древневосточная и античная философия


Философия Древней Индии.

Философия Древнего Востока – этот своеобразный пласт духовной культуры человечества, исторически возник раньше западной философской традиции.

Среди философских школ Древней Индии наиболее влиятельными считаются две – веданта и буддизм.

Основное содержание индийской философской мысли образуют три понятия: «Я», или индивидуальное духовное начало (атман), моральная сила человеческих поступков (карма) и спасение (мокша) /в буддизме − нирвана/.

Около 500 г. до нашей эры начинается эпоха классической (брахмано-буддийской) философской системы. Эта эпоха просуществовала около 1,5 тысяч лет. В это время возникают множество школ и появляются отдельные имена.

Можно различать ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергающие исключительность их авторитета.

Существует шесть классических ортодоксальных систем: санхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. В общем контексте данные школы представляют собой систему интерпретации вед, обеспечивая философское обоснование ведического ритуала, обрядов (магических формул и т.п.).

В основе учения мимансы (пер. − «разъяснение») лежит убеждение в том, что освобождение (мокша) может быть достигнуто только при соблюдении религиозного и общественного долга. Веданта («завершение Вед») является основой большинства современных школ индуизма; в отличие от мимансы она в большей степени затрагивает философское учение Вед, а не их ритуальные аспекты.




Веданта разработала учение о брахмане, или предельной реальности, и отношениях брахмана и индивидуального духовного начала (атмана). Веданта утверждает, что Веды − истинное знание о Боге и смысле жизни.

Основу веданты составляет различие и противопоставление двух миров: мира существования (изменяемого, не вечного) и мира реальности (неизменного, вечного). Реальность распадается на два полюса - объективный (брахман) и субъективный (атман). Причина различия − наше невежество, вызванное неумением отличить вечное от невечного.

В учении ньяи (пер. − «правило, логика») было создано учение о формах мышления, что явилось важным вкладом в развитие логики и гносеологии.

Вайшешика (пер. − «различие, особенность») развивала учение о категориях и атомистику. Она стремилась идентифицировать, описать и классифицировать виды сущего, которые могут быть восприняты человеком.

Санхья (пер. − «разумное взвешивание», «перечисление») утверждает дуализм первоматерии (пракрити) и духовного начала (пуруши). Цель бытия

заключается в разъединении пуруши и материи.

Йога (пер. «напряжение», «тренировка») оказала большое влияние на другие школы посредством разработки практических методик, способствующих интуитивному пониманию метафизического учения санхьи, с которой йога тесно связана (однако йогой признается и личный Бог).



К неортодоксальным системам причисляют буддизм, джайнизм, адживинизм.

Буддизм − религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н.э.), в Китае, в Юго-Восточной Азии (после III в. н.э.), а также в иных регионах. Буддизм стал первой из трех мировых религий.

Это религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полной свободы от страдания). Буддизм противоположен веданте, так как утверждает способность к самостоятельному освобождению: только человек может спасти себя. Центральным элементом концепции буддизма являются «четыре благородные истины». Чтобы избавится от страданий и достигнуть состояния нирваны, человек должен следовать «четырём благородным истинам»:1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причинами страдания являются желания, эгоизм, неведение; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть восьмеричный путь, ведущий к прекращению страдания. Согласно буддийскому учению, каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности – нет ничего постоянного и устойчивого, всё изменяется. Сама реальность предстает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных и моментальных «вспышек», дхарм. При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь индивидуальная душа как устойчивая целостность. Философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащего в основе тягостного непостоянства человеческого существования. Благодаря практике медитации можно успокоить процесс жизненного волнения и достичь нирваны (буквально «угасание»). Нирвана недоступна рациональному описанию и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий.



Материалистическим древнеиндийским учением, самые ранние сведения о котором содержатся в буддийских канонических текстах, Ведах и древнеиндийском эпосе, считается локаята. Возникновение этого учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, а некоторые антиведические и атеистические идеи приписываются Чарваке. Согласно этому учению, все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Иногда прибавляют пятый элемент – эфир. Свойства предметов зависят от сочетания в них этих элементов. Тело человеческое, его органы чувств, сознание, разум тоже состоят из этих элементов. Умирает тело, умирает и душа. Отжившие свое элементы присоединяются к природным. Из подобного понимания структуры природы и души и отдается в гносеологии приоритет чувственному познанию (сенсуализму). Так как все существующее состоит из одних и тех же элементов, органы чувств и могут воспринимать предметы мира. «Подобное познается подобным». Поэтому и не могут существовать какие-либо внечувственные или сверхчувственные объекты: бог, душа и т.п.

Джайнизм (пер. − «победитель») еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опирающееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием.

Между буддизмом и джайнизмом много общего. Оба хотели победить страдание, оба не признавали авторитет Вед, оба считали, что нет вечной и абсолютной Вселенной, нет вечной души, оба признавали факт наличия людских страданий. Но отличие джайнизма в том, что избавление от страданий достигается не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдения принципа ахимсы, то есть непричинения вреда всему живому. Главными принципами джайнизма являются непричинение вреда, отказ от категорических суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на жизнь всех существ; второй - право каждого человека на самостоятельное суждение; третий – взаимозависимость всех форм жизни.

Большой интерес представляет и адживика, отрицающая существование души. Основателем адживики считается мудрец Маркалидева, живший в VI-V вв. до н.э. В основе адживики лежит атомистическая идея, определяющая другие идеи и представления этого учения: из четырех разновидностей атомов строятся четыре стихии природы: земля, вода, огонь и воздух. Атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не является атомарной, но она ̶ восприятие, познание сочетаний атомов. Сознание – особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неуничтожимы. Таким образом, адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, противостоя древнеиндийским религиям и брахманизму.

Эпоху после 1000 г. н.э. считают периодом послеклассической индийской философии. С начала XIX в. можно говорить о современном периоде,

характеризующемся соприкосновением с западным мышлением.







Сейчас читают про: