Под сущностью в философии понимается главное, основное, определяющее в содержании системы, заключенное в предмете основание всех происходящих событий. Сущность скрыта от глаз исследователя (наблюдателя). Она познается разумом, а не чувствами.
Явление – наблюдаемая сторона предмета, процесса, в которой проявляется сущность. Одна и та же сущность может проявляться в различных явлениях. Если бы совпадали сущность и явления, то никакое исследование не было нужным. Познание – это всегда стремление познать сущность. Но для этого необходимо найти правильный путь, выбрать наиболее эффективные средства. Об этом более подробно пойдет разговор в лекции, посвященной методам научного познания.
Причина и следствие
Важнейшей формой необходимой связи явлений служит причинность. Причина –это комплекс явлений, порождающий другой комплекс явлений, представляющий собой следствие данной причины. Причинно-следственные связи имеют место во всех формах движения материи.
Признание всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений характеризует философскую концепцию детерминизма. Противоположной концепции — индетерминизму, присуще отрицание причинности вообще или отрицание всеобщего характера причинности.
Диалектический детерминизм противостоит метафизическому детерминизму, наиболее известным проявлением которого является детерминизм Лапласа, допускавшего в классической механике принципиальную возможность однозначного определения любых прошедших или будущих состояний систем частиц в том случае, если для каждой частицы известно значение координат и импульсов в данный момент времени. Соотношение неопределенностей в квантовой механике опровергает представления об однозначной жесткой детерминации одних явлений другими. Определенность, объективная необходимость в общем случае диалектически дополняются моментами неопределенности и объективной случайности. Категории эти имеют большое теоретическое и практическое значение.