double arrow

Движение и развитие


Важнейшим неотъемлемым свойством (атрибутом) бытия является движение, включающее в себя все происходящие в мире процессы. Философское понимание движения охватывает всякое взаимодействие любых объектов. Движение — это любое изменение вообще. Движение абсолютно, в то время как покой относителен. Так, тело, покоящееся на поверхности Земли, находится в движении вместе с Землей вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой это же тело движется вокруг центра Галактики и т. д. С таким пониманием движения соглашается и метафизик. Для диалектика же важнее является утверждение о том, что для покоящегося на Земле тела характерно внутреннее изменение, хотя бы такое, как старение. Поэтому диалектик и стремится отыскать такой внутренний источник самодвижения, саморазвития предметов, процессов, явлений действительности.

Развитие является частным случаем движения. Это – направленное движение. В ходе развития имеет место возникновение принципиально нового, переход вещей и явлений в другое качественное состояние. Новое возникает на базе старого по мере складывания предпосылок и условий перехода от старого к новому. То, чего вчера еще не было, сегодня начало быть. Здесь – переход от небытия к бытию.




Движение может осуществляться как по восходящей, так и по нисходящей ветвям. В первом случае это будет прогрессивным развитием, а во втором — регрессивным, хотя в бытовой лексике часто развитие трактуется только как движение от низшего к высшему, т.е. как прогресс.

Диалектический принцип развития служит основой познания и объяснения как явлений природы, так и истории общества. Развитие при этом понимается как процесс закономерных, направленных изменений, включающий как количественные, так и качественные изменения рассматриваемых объектов. Философское диалектическое понимание развития предполагает необходимость учитывать все разнообразие связей и отношений действительности. Это особенно важно при изучении истории развития общества. Н.Г. Чернышевский, говоря об историческом развитии, обращал внимание на то, что история – не тратуар Невского проспекта, т.е. – не прямолинейный поступательный процесс. В ней могут быть остановки, отклонения от основного направления, возвраты назад. Но все это будет движением и развитием.







Сейчас читают про: